Масляная окраска поверхностей

Масляная окраска поверхностей

Масляная окраска поверхностей.

Как варят масло для краски

Для приготовления масляной краски употребляют растительные масла, добываемые из семян: льна, конопли, подсолнечника, рапса и др.; лучшим и прочным считается льняное масло. В малярном деле употребляется оно не сырым, а вареным, с прибавкою к нему некоторых веществ, придающих ему способность скоро твердеть и сохнуть на воздухе.

Приготовленное таким образом масло называется олифой, которая в городах и больших селениях имеется в продаже. Дома можно приготовить олифу следующим образом.

Навесить котел в безопасном от пожара и удобном для варки месте, влить в него требуемое количество льняного масла, прибавить на каждые 16 кг по 300 г сурику и 100 г умбры (если масло варится для желтой окраски пола или другого), подложить под котел дрова и варить масло на ровном жару. Когда масло будет кипеть, следует размешивать его палочкой и не давать пригорать ему к стенкам котла, отчего оно может сделаться темным, негодным для цветных красок, да и потерять способность к затвердению. Масло варится от 1-2 часов. Вполне сваренным считается масло тогда, когда:

  1. оно издает неприятный запах;
  2. когда усы гусиного пера или зеленая травка, опущенные в котел, быстро свертываются, как бы от огня;
  3. когда капля масла, спущенная на руку, при растирании ее пальцем не маслится, а мылится, производя пену.

Приготовленная таким способом олифа должна иметь цвет светло-соломенный, или янтарный, в соединении с краской должна просыхать в 24-48 часов, не должна давать отлипа и должна сопротивляться жару и сырости Лучшая олифа получается из старого, отстоянного масла, когда оно варится в широком котле на легком жару и постоянно размешивается. Свежее масло требует более продолжительного кипения его, чем старое. После охлаждения приготовленную олифу сливают с осадка.

При кипении масла надобно зорко смотреть, чтоб пена его не выходила за края котла; от пламени огня пена может легко загореться и зажечь все масло в котле. Гасить его отнюдь не следует водой, а следует поскорее покрыть котел крышкой и снять его с огня. Крышка и крючья для снятия котла всегда должны быть приготовлены до варки масла.

Приготовленная дома олифа из лучшего масла и неспешно может быть по качеству выше находящейся в продаже, из неизвестно из какого масла и с какими примесями приготовленной. Во всяком случае купленную олифу следует подвергнуть испытанию.

Как приготовляют масляную краску

Одной олифой покрывают разные плотничные и столярные изделия и тем охраняют их от сырости и придают им более или менее красивый вид. Но несравненно прочнее и красивее выходит, когда олифу смешают с хорошей краской и покроют ею тот или другой предмет несколько раз; смесь эту называют масляной краской и приготовляют ее следующим образом.

Купленную краску в виде камня, или вообще твердую разбивают молотком, толкут в ступке, растирают курантом на плите и просевают сквозь мелкое сито; купленную же в порошке только просевают. Просеянную краску сложат на плите в виде круглой грудки, в средине ее сделают углубление, нальют в него олифы столько, чтоб ею можно было замесить краску в массу, в которой могла бы стоять шпатля; тогда сложат эту массу с плиты в посудину и плиту вытрут дочиста. Из замешанной массы берут понемногу краски па плиту и растирают ее курантом, держа его обеими руками и кружа его по поверхности плиты.

Размазанную по плите краску, равно и приставшую к куранту, той же шпатлей собирают на средину ' плиты и снова растирают, пока она вполне не соединится с маслом. Чем долее растирают краску на плите, тем она бывает прочнее в деле, то есть более сопротивляется сырости и менее выгорает. Вполне истертую краску переносят с плиты в ведерко, или в банку таким образом: соберут краску на средину плиты и приложат к ней шпатлю пластью, и приставшую краску спустят со шпатли в приготовленную посудину тонкой палочкой, которую для этого держат сверх посудины. Для растирания красок имеются в продаже машинки.

Когда приготовленная краска не будет употреблена в дело в течение суток, тогда следует прикрывать ее слоем масла, которое потом пред употреблением краски сливать; оставленная же краска на несколько суток без масла может сверху засыхать и не годиться для дела.

Тертые масляные краски имеются в продаже в городах и в больших селах, только качество их более или менее сомнительно, так как неизвестно, из лучшего ли масла и высшего ли сорта белил и красок составлены они. Во всяком случае при покупке их следует быть осторожными и купленные исследовать.

Как красят масляной краской

Красят посредством кистей, которые имеются в продаже разной величины и достоинства. Одни кисти продаются весом, другие —поштучно; но те и другие требуют от маляра некоторого приспособления их к делу. Весовыми кистями называются перевязанные ниткой пучки ровной щетины весом в 400, 200 и 100 г; употребляются они для окраски больших поверхностей: полу, стен и крыш дома. Штучные кисти снабжены рукояткой и употребляются для окраски столярных вещей, шкафов, сундуков, также дверей, оконных переплетов и проч. Весовые кисти бывают разной доброты, лучшими считаются те, которые собраны из белой длинной и ровной щетины. Такие кисти приспособляют к делу следующим образом.

Приготовят круглую рукоятку длины и толщины по величине кисти, вокруг конца первой уложат ровным слоем щетину и, отступя немного от верхнего края, перевяжут ее прочной тонкой бечевкой. Потом из крепкой бечевки делают несколько петель и, надев их на кисть, затягивают их возможно туже. Такими петлями обвязывают кисть далее половины ее. Для клеевой и водяной окраски приготовляют весовые кисти еще и другим способом: набирают длинной и жесткой щетины в легкий железный обруч и посредством ударов по столу выравнивают ее. Потом приготовят круглую рукоятку, утолщенную с одного конца, и доску, на которой просверлят несколько разных дыр, подходящих к толщине рукоятки; тогда подыщут кусок старой подошвы и сделают на ней дыру, равную тонкому концу палки. Вставив в кисть рукоятку тонким концом, проденут ее в меньшую дыру кожи и доски и начнут ударять молотком по толстому концу ее, и по мере надобности переставлять рукоятку с кожей из меньших по размеру в большие дыры; когда толстый конец рукоятки сравняется с обручем, тогда подровняют щетину, и кисть готова.

И небольшие покупные кисти с рукоятками также требуют со стороны маляра некоторого приспособления для работы. Их необходимо перевязать прочной голландской ниткою на две трети, потому что в купленных кистях щетина, имея малую перевязь, бывает длинна и неудобна для крашения ею. Перевязку эту делают таким образом. Купят довольно длинную пробку, равную по толщине концу рукоятки, вставленному в кисть, прикрепят ее к рукоятке проволочным гвоздем и прочной голландской ниткой перевязывают кисть, начиная сверху до конца пробки посредством петель, окончательно закрепляют бечевку на рукоятке сверх кисти. Перевязь эта препятствует сползанию щетины и делает кисть более твердою и вполне годною для равномерного покрывания краской известных предметов.

Прочное устройство кистей и содержание их в порядке главное условие для успешного производства малярной работы. Самого лучшего материала и самого прочного устройства кисть можно испортить после одного употребления ее в дело, если только после оного кисть не будет тотчас надлежащим образом промыта теплой водой с мылом и вполне просушена. При обиходе же кисти могут служить очень долго. Чуть засохла кисть с краской, должно промыть ее скипидаром; волосяные кисти, употребляемые для клеевой окраски, после промывки скипидаром смазывают еще салом и завертывают в бумагу. В таком виде кисть не портится очень долго. Пред употреблением в дело обертывают кисть серой бумагой, прикладывают ее к горячему железу, причем все сало растапливается и впитывается в бумагу. При постоянном употреблении кисть с масляной краской на ночь сохраняют под водой или же погружают ее в краску, но ежедневно не промывают.

Выбор красок для разных предметов

Для окраски полов в домах употребляется охра, желтая краска разных оттенков; лучшей считается французская охра. Для окраски окон и дверей в белый цвет употребляются преимущественно белила № 0, 1, 2 и крем-шифервейс, в желтый цвет—светлая охра, в коричневый—умбра и мумия. Для окраски стен в белый цвет употребляют белила, в серый — цинк-грау и цементную или же дикую— составную. В синий цвет —берут ультрамарин, берлинскую лазурь, в желтый—охру светлую, крон. Для зеленого цвета берут цинковую зелень и зеленую киноварь; для красного — мумию, сурик железный и сурик свинцовый. Для окраски крыш в зеленый цвет требуется медянка французская яр и цинковая зелень; в красный— сурик железный, сурик, мумия французская, черлядь, тот же сурик употребляется и при окраске баков для воды.

Подбор красок для разных колеров

Из названных красок можно получить и другие цвета, смешав их одну с другой. Для окраски в серый цвет к белилам прибавляют немного сажи; голубой получают чрез прибавку к лазури и ультрамарину белил. Светло-зеленый цвет получают от прибавки белой краски к зеленой. От соединения синей краски с желтой получаются разные зеленые цвета.

Порядок, в котором ведется масляная окраска

Приготовив кисти и краску для известного дела, подготовляют назначенные для окраски предметы. Подготовка эта состоит в том, чтоб все назначенное под окраску было совершенно сухо и очищено от пыли, копоти, грязи, ржавчины и старой краски; очистку производят щетками, кистями и стальными скребками, которыми стараются действовать осторожнее, чтоб острыми углами их не сделать на ровной поверхности повреждений. Для успешной очистки старую клеевую краску слегка водой смачивают; масляную же окраску моют крепким щелоком. На деревянном полу старую окраску выжигают: горячим угольем на железном листе, передвигая его с одного места на другое по мере надобности, или же скипидаром, покрывая им кистью уцелевшие места краски и зажигая его; в том и другом случае поступают осторожно и обгоревшую краску поскорее снимают скребком. Но так как и для новых построек часто употребляется суковатый лесной материал, и обрабатывается он мастерами спешно, да и не всегда острыми инструментами, то на поверхности полов, стен и крыш получается довольно сучков и углублений, мешающих ровной и прочной окраске их. К смолистым сучкам плохо пристает краска; в углублениях она ложится толстым слоем и долго не засыхает. Тогда маляру следует более смолистые и выдавшиеся сучки несколько порубить стамеской, чтоб поверхность их сделать шероховатой, способной держать краску, углубления же значительные заделать плотнику или столяру деревом, незначительные—подмазать прочной замазкой.

Подготовленную указанным способом поверхность можно выкрывать краской за несколько раз и достигать того, чтобы на ней образовался самый твердый слой краски, охраняющий ее от сырости, жару и прочих вредных воздушных влияний.

Грунтовка, подмазка и шпатлевка

Первое покрытие краской дерева или камня называют грунтовкой. Грунтуют жирно и жидкой краской, чтоб она могла пропитывать дерево или камень и закрывать их поры; краску для грунтовки выбирать подходящую к назначенному цвету окраски или же белую. При грунтовке стараются действовать кистью не спеша и так, чтоб на всей поверхности не оставалось ни одной щели или углубления, не закрытых ею. Приготовленную для грунтовки краску стараются в ведерке почаще разбалтывать, чтоб она не сгущалась внизу, при заметном сгущении тотчас к ней подбавляют олифы. Степень жидкости грунтовой краски должна быть такова, чтоб с погруженной в ведерко кисти она (краска) легко стекала, но в то же время, размазанная по поверхности, закрывала бы слои дерева.

Для просушки грунтовки в сухое время лета достаточно одних суток; впрочем, скорость и медленность высыхания ее много зависит и от того, сколько в олифу положено сушки зильберглета, сурика и другого.

Когда грунтовка вполне просохнет, тогда тщательно высматривают, нет ли щелей, углублений и неровностей на окрашенной поверхности, и замеченные тотчас же подмазывают составленной для сего замазкой. Для дверей и окон под белую окраску их приготовляют замазку из белил и масляного светлого лаку; под темную окраску—из мела, охры, мумии, олифы, темного лака и небольшой части клея; тщательно перемешивают составленную смесь и тотчас же употребляют ее в дело. Клей прибавляется для скорой просушки подмазки, и его должно брать немного. Лучшей и прочной подмазкой считается та, которая составлена на одном масляном лаку.

Замешанную на плите замазку берут концом широкой шпатли и посильнее проводят ею по замеченным углублениям, неровностям и щелям, стараясь, чтобы она глубже проникла в них; излишек замазки снимают той же шпатлей, ведя ею по противоположному направлению. Когда все подмазанное засохнет вполне, тогда всю поверхность шпатлюют жидкой замазкой. Скорость затвердения замазки происходит от того, насколько глубоки были щели, наполненные ею; во всяком случае в сухую и теплую погоду требуется не менее суток для полной просушки ее. Если окажутся на подмазанных местах возвышения, или углубления, в таком случае первые протирают куском пемзы с маслом, вторые же наполняют новой подмазкой и просушивают ее.

Жидкую замазку, называемую шпатлевкой, приготовляют так же, как и густую, только прибавляют к ней более жидких веществ, чем густых. Шпатлюют широкой шпатлей и стараются действовать ею так, чтобы всю грунтовку покрыть сплошь и чтобы поверхность ее была ровной и гладкой.

Когда, по просушке, окажутся пропуски и неровности, тогда ее повторяют снова. По просушке второй шпатлевки подготовленную поверхность полируют пемзой с постным же маслом, и когда она окажется совершенно гладкой, покрывают ее приготовленной краской два раза; для первого разводят краску несколько жиже, чем для второго. Второй раз красят по просушке первого. Для того чтоб густая краска ложилась ровнее по всей поверхности, выравнивают ее флейцем, то есть барсучьей кистью, имеющей мягкую оконечность. Кончиками этой кисти слегка размазывают краску в местах, где она легла толстым слоем. По окончании работы флейц тщательно вымывают мыльной водой и встряхивают; если этого недостаточно, то спиртом, скипидаром и держат его всегда в опрятности.

Когда желают окрасить вещь под цвет орехового, дубового, ясеневого и другого дерева, или пол в чистой комнате окрасить под вид паркетного, сделанного из мелких частей разных деревьев, тогда после полировки шпатлеванной поверхности наводят на нее слой краски того цвета, какой требуется для разделки под намеченное дерево. Для окраски под цвет дерева ясеневого требуется светло-желтый, соломенный цвет; он получится от прибавки к белилам желтой краски—охры, крона и других. Для ореха и дуба требуется более темный цвет, он получится от прибавки к белилам темной краски. Когда назначенную поверхность под разделку покроют и просушат вполне, тогда прошлифуют ее пемзой и чистой тряпкой протрут досуха. После шлифовки покроют ее жидкой темной краской—умброй—посредством небольшой щетинной кисти и гребенки, сделанной из кожи старой подошвы сапога. Тотчас, не давая засохнуть краске, на всей поверхности наводят слои под вид того или другого дерева; для разделки слоев, более подходящих к натуральному дереву, самое лучшее запастись небольшими дощечками того дерева и держать их пред глазами. Слои около сучков и самые сучки делают кистью и первые вверху и внизу расширяют несколько внутрь флейцем и тем придают им вид, близкий к натуральному дереву. Гребенкой действуют вдоль и поперек дерева, придавая всей поверхности вид игриво-слоистого дерева. По окончании разделки дают время просохнуть ей вполне и потом шлифуют и покрывают ее лаком.

Покрытие лаком

По просушке покрывают краску два или три раза (масляным) лаком и тем придают окрашенной поверхности новый самый прочный слой, предохраняющий ее от сырости и придающий ей блестящий вид. Лак имеется в продаже спиртовой, масляный; первый употребляется для мелких изделий и внутренних работ; второй—для наружных работ и там, где требуется особая прочность.

При покрытии лаком соблюдаются следующие требования.

  1. Лакируемую поверхность тщательно охраняют от пыли до совершенной просушки ее.
  2. Лакируют в теплое и сухое время, или в теплой комнате.
  3. Лак держат в закрытой посудине и отливают лишь столько, сколько требуется для одного раза, оставшийся лак обратно не выливают в посуду.
  4. Для лакирования употребляют чистую щетинную кисть, а для мелких предметов — беличью или хорьковую.
  5. На кисть берут лаку немного и кроют быстро, несколько раз по одному месту, слой же наводят не толще почтовой бумаги.
  6. Если лак окажется несколько густ, то разбавляют его чистым скипидаром.
  7. После работы лаком кисть промывают в скипидаре.
  8. Второй раз кроют лаком по просушке первого, и просушивают лакированную вещь или поверхность в сухом, теплом (но не жарком) и непыльном помещении. Более трех раз масляным лаком не покрывают.

Вычисление материалов для окраски

Количество материалов, потребных маляру для исполнения работы, вычисляется по метрам. Посредством метра вымеривают длину, ширину и вышину места, назначенного для окраски, и вычисляют, сколько находится в нем квадратных метров и по количеству их заготовляют олифы, краски, замазки и лаку, полагая на каждые 4,5 м2: олифы 400 г, замазки 400 г —2,4 кг, смотря по неровности окрашиваемого места; белил или сурику (которым из них красят) — по 800 г; охры и умбры или мумии—по 400 г; сажи, медянки, зелени—по 200 г; масляного лаку (если будет покрываться окраска)-200 г.

(1 Голосовать)

Последние публикации