Особенности элементов газовых топливных систем, работающих на сжиженном нефтяном газе

Особенности элементов газовых топливных систем, работающих на сжиженном нефтяном газе

Газовый редуктор-испаритель.

Служит для преобразования сжиженной пропан-бутановой смеси в газообразное состояние, а также для снижения давления газа, поступающего из баллона. Газовый редуктор имеет две ступени (высокого и низкого давления). Давление в первой ступени 1,5-2,5 кгс/см2, во второй ступени 5-10 мм. вод. ст. После прохождения газового редуктора давление газа снижается почти до атмосферного. Следует отметить, что помимо двухступенчатых редукторов—испарителей с вакуумным управлением существуют также и одноступенчатые редукторы-испарители с электронным управлением, причем имеется много конструкций таких редукторов—испарителей.

«Пусковой» элемент редуктора-испарителя. В конструкциях редукторов-испарителей обычно имеется «пусковой» элемент, который по команде ЭБУ нажимает на диафрагму в редукторе-испарителе, и при этом обеспечивается подача дополнительной порции газа. В некоторых конструкциях ГТС имеется кнопка управления пусковым клапаном на переключателе вида топлива.

Механизм вакуумной блокировки редуктора-испарителя. В конструкции газового редуктора-испарителя есть также механизм вакуумной блокировки — клапан, расположенный во второй ступени редуктора-испарителя, который предназначен для перекрытия подачи газового топлива при остановке ДВС, а также при включенном зажигании, но заглушённом ДВС.

Испаритель сжиженного газа редуктора-испарителя. Он входит в редуктор-испаритель, и служит для преобразования жидкой фазы газового топлива в газообразную. Испаритель представляет собой конструкцию, внутри которой, непосредственно не контактируя с жидким газом, циркулирует нагретый тосол из системы охлаждения двигателя. В некоторых конструкциях редуктора-испарителя имеется винт для регулирования частоты вращения ДВС на холостом ходу. Регулировка осуществляется при техническом обслуживании автомобиля. Необходимо отметить, что редуктор-испаритель нуждается в периодическом сливе (примерно через каждую тысячу километров пробега) образующегося в нем маслянистого конденсата.

Клапан паровой фазы. В некоторых конструкциях ГТС предусмотрен клапан паровой фазы. Его конструкция состоит из отсечного газового клапана, а также датчика давления.

Обратный клапан. В некоторых конструкциях ГТС есть обратный клапан, который предназначен для защиты ГТС от возможных волн давления во впускном коллекторе ДВС («хлопков») при его работе на переходных режимах или на обедненной газовоздушной смеси. Конструкция обратного клапана обычно представляет собой трубку с просверленными в ней многочисленными отверстиями, поверх которой установлена резиновая трубка. Обратный клапан обычно устанавливается на смесителе ГТС.

Дозатор с электронным управлением. Служит для регулирования газовоздушной смеси в зависимости от частоты вращения ДВС, а также от нагрузки. Управление дозированием осуществляется с помощью электродвигателя по командам, поступающим от электронного блока управления. ЭБУ получает информацию от датчика контроля концентрации кислорода в отработавших газах, который установлен на выпускном коллекторе. Если автомобиль не оборудован датчиком контроля концентрации кислорода в отработавших газах, то дозатор работает без него.

Механический дозатор. При наличии механического дозатора регулировка работы ДВС на различных режимах осуществляется с помощью регулировочного винта при техническом обслуживании автомобиля. При этом ввинчиванием регулировочного винта сначала следует добиться наличия рывков при движении автомобиля, а затем следует слегка отвернуть винт до момента прекращения рывков.

Устройство распределения газа. В некоторых конструкциях ГТС имеется устройство распределения газа, которое служит для распределения порций газа по механическим газовым форсункам.

Смеситель. Предназначен для смешивания газа и воздуха. В некоторых конструкциях смесителей имеется регулировочный винт для настройки при техническом обслуживании. В качестве смесителей используются проставки и газовые штуцеры. Смеситель, выполненный в виде проставки, обеспечивает подачу газовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Он обычно содержит обратный клапан, горизонтальные форсунки и патрубок ввода газа. В некоторых конструкциях ГТС смеситель, выполненный в виде проставки, дополнительно снабжается диафрагменным механизмом, ограничивающим максимальные обороты коленчатого вала. Газовый штуцер представляет собой трубку, срез которой направлен в сторону камер сгорания ДВС, и из которой подается газовое топливо. Устанавливаются газовые штуцеры и проставки в местах наибольшей скорости воздушного потока.

Отсечной электромагнитный клапан. Осуществляет включение или выключение подачи топлива (бензина или газа). При закрытом положении клапана, якорь прижимает клапан к седлу и не пропускает топливо. Обычно давление в полости клапана 2 кгс/см 2 и он срабатывает при напряжении питания 12 В. Сопротивление обмотки электромагнита составляет примерно 30 Ом. В этом клапане имеется фильтр, который следует периодически прочищать после определенного пробега (количества моточасов). Необходимо отметить, что в некоторых конструкциях ГТС у ЭМК бензина или ЭМК газа может быть предусмотрена возможность открывания его клапана вручную (при выходе из строя электромагнита).

Вентиль. Предназначен для открытия или закрытия вручную посредством вращения рукоятки подачи газа. В некоторых конструкциях вентилей имеются дренажные каналы, и, кроме того, скоростные клапаны (для перекрытия подачи газа при аварийном повреждении трубопроводов, а также предохранительные мембраны.

Выносное заправочное устройство. Служит для обеспечения заправки газа в газовый баллон. Обычно это устройство соединяется с заправочным элементом газовой заправочной колонки и при этом под воздействием давления газа открывается обратный клапан расположенный в ВЗУ. После прекращения заправки (снятия давления газа в шланге газовой заправочной колонки) обратный клапан автоматически перекроет заправочную магистраль идущую к газовому баллону.

Газовый баллон. Предназначен для хранения и транспортировки газа и может быть как с отдельно размещенными на нем вентилями и клапанами (например, на баллонах большой вместимости), так и с мультиклапаном, куда входят вентили и клапаны. Существуют газовые баллоны как цилиндрической, так и тороидальной формы (в виде тора). Баллоны в виде тора обычно устанавливаются в боковой части багажника.

Блок зарядно-предохранительной аппаратуры — мультиклапан. Этот блок не только принимает газ при его заправке в автомобиль и стравливает газ в атмосферу в случае превышения давления в баллоне выше допустимого, но и предохраняет ГТС от утечки при внезапном механическом повреждении любого трубопровода или резкой утечке газа в элементах ГТС, а также от превышения нормативного давления в газовом баллоне. Мультиклапан, кроме того, сообщает водителю через индикатор на панели индикации об уровне газа в баллоне. Мультиклапан ограничивает объем заправляемого в баллон газа.

Предохранительная коробка. Применяется для вентиляции пространства, окружающего мультиклапан (в случае возможной утечки газа через соединения), а также для обеспечения защиты элементов мультиклапана от возможных механических повреждений. Коробка размещается на горловине газового баллона вместе с мультиклапаном и фиксируется винтами, причем коробка закрывается крышкой. Коробка должна сохранять герметичность при избыточном давлении до 0,005 МПа. Коробку соединяют с внешним пространством (под багажником автомобиля) с помощью двух вентиляционных шлангов, внутри которых обычно находятся газовые трубопроводы. При движении автомобиля за счет этих вентиляционных шлангов обеспечивается постоянная вентиляция предохранительной коробки.

Блоки управления. В ГТС возможно как наличие электронного блока управления (в ГТС с газовыми форсунками третьего и четвертого поколений, а также в большинстве ГТС второго поколения), так и блока управления на базе переключателя. Блок управления обычно расположен недалеко от замка зажигания автомобиля. Возможны следующие три положения переключателя блока управления на базе переключателя:

  1. Среднее положение, при котором отсечные электромагнитные клапаны, как бензиновые, так и газовые, закрыты.
  2. Переключатель находится в положении «ГАЗ», при котором открыт отсечной электромагнитный газовый клапан, а отсечной электромагнитный бензиновый клапан закрыт.
  3. Переключатель находится в положении «БЕНЗИН», при котором открыт отсечной электромагнитный бензиновый клапан, а газовый закрыт.


Примечания.

В некоторых конструкциях ГТС дозатор может отсутствовать, причем в таких конструкциях дозирование газа, поступающего из редуктора-испарителя в смеситель, осуществляется в соответствии с текущим режимом работы ДВС (величиной разрежения во впускном коллекторе ДВС). При этом для обеспечения дозирования газа редуктор-испаритель соединяется через вакуумную трубку (со штуцером на ее конце) с впускным коллектором ДВС или с задроссельным пространством карбюратора. Разрежение управляет величиной открытия второй ступени редуктора-испарителя.

(0 голосов)

Последние публикации