Виды растворителей

Виды растворителей

Виды растворителей

Спирт. Для приготовления лаков необходимо запастись винным спиртом, крепостью до 90°. Содержание сивушного масла не вредит делу.

Древесный спирт представляет жидкость, получаемую при сухой перегонке дерева. По своим свойствам и по отношению к лаковому делу древесный спирт сходен с обыкновенным, но летучее последнего. Кипит с сильными толчками и потому его нельзя сильно нагревать.

Эфир — подвижная, прозрачная, бесцветная жидкость с проницательным, но приятным запахом гофманских капель. Эфир кипит при 28 °С. С этою летучею жидкостью надо обращаться очень осторожно, ибо пары ее вследствие большой летучести быстро распространяются в воздухе и могут образовать взрывчатую смесь. Во избежание опасности к нагреванию эфира прибегают только в крайних случаях.

Продажный эфир часто бывает подмешан спиртом и уксусной кислотою, от которой может быть освобожден взбалтыванием с дистиллированною водою. Последняя растворяет примеси и весьма мало — эфира.

При спокойном отстаивании взболтанной смеси получается два слоя: верхний будет состоять из чистого эфира, а нижний — из подмесей. Тогда эфир осторожно сливают.

Эфир считается прекрасным растворителем смол и даже каучука, но вследствие слишком большой летучести эфир может быть употреблен сам по себе только для приготовления таких лаков, которые наносятся на поверхность возможно быстро. Обыкновенно же эфир входит в состав лаков вместе с другими менее летучими растворителями.

Хлороформ — летучая жидкость с довольно неприятным запахом. Прекрасно растворяет все смолы. При употреблении в дело нужно быть крайне осторожным, так как продолжительное вдыхание хлороформа производит усыпление и даже может быть смертельным для животных и человека.

Сероуглерод представляет жидкость с неприятным запахом, плотнее воды, кипит при 40 °С. В лаковом производстве сероуглерод употребляют преимущественно для растворения копала, каучука и гуттаперчи.

При большей летучести сероуглерод горюч, а потому с ним необходимо обращаться так же осторожно, как с эфиром. Сероуглерод прекрасно растворяет смолы даже на холоде, и только в редких случаях приходится его немного подогреть. Лаки, приготовленные на одном сероуглероде, сохнут очень быстро, причем нужна большая ловкость, чтобы успевать наносить такие лаки, не давая им засыхать на кисти.

Масляные лаки

Масляные лаки

Эти лаки служат для предохранения окрашенных поверхностей от вредного влияния окружающего воздуха и, придавая блеск и красоту, делают таким образом окраску более прочной и устойчивой.

Цвет этих лаков чаще всего темный и зависит от способа приготовления, причем входящие в состав смолы, подвергаясь плавлению при высокой температуре и пригорая, влияют на более или менее сильное потемнение лака.

В состав лаков при их производстве входят олифа и смолистые вещества. Олифа, как хороший растворитель смол, имеет, кроме того, все достоинства лакового вещества, благодаря упругости и эластичности предохраняя окрашенные места от пересыхания и трещин.

При приготовлении лаков надо обращать внимание на достоинство олифы, ибо от качества последней зависят достоинства масляных лаков. Особенно строго надо следить за выбором масла и окисляющих материалов. Масло должно быть льняное, хорошего качества.

Старое чистое масло сохнет так же быстро, как и лак, что происходит потому, что в продолжение долгого времени оно столько поглощает кислорода, что процесс просыхания произойдет быстрее, чем в свежем масле, если только широкая поверхность будет в состоянии облегчить ему соприкосновение с воздухом. Тот же процесс произойдет быстрее при нагревании масла, а потому вся сущность приготовления лака заключается в следующем: сушащиеся масла нагревают до такой степени, чтобы произошло быстрое поглощение кислорода. Если они будут затем в виде тонких слоев представлены действию воздуха, то в непродолжительном времени они поглотят потребное для себя количество кислорода и сделаются плотными, твердыми и тягучими, то есть высохнут.

Свинцовая окись служит для того, чтобы жировая кислота, которая находится в сушащихся маслах, могла приобрести смолистые вещества, ибо до соединения с этою окисью она не обладает этими свойствами.

Таким образом одинаково уничтожаются жировые частицы, которые заключаются в сушащихся материалах. Вот почему лак, сваренный со свинцом, сохнет быстрее лака, сваренного без свинца. Тягучесть сухой массы в этом случае будет значительнее, а плотность — меньше.

Крепость и цвет лака узнаются так: капают несколько капель лака на стеклянную пластинку и дают остыть. Но по этому еще нельзя судить о цвете лака, ибо если смотреть на него чрез что-нибудь, то он всегда будет казаться довольно светлым; а надо положить под стекло белой бумаги и внимательно сравнить на ней цвет различных лаков.

Для приготовления мало окрашенного лака употребляют способ выцветания, при котором лак подвергается двойному влиянию света и воздуха.

Следуя холодному способу, на вольном огне варят льняное масло с глетом и свинцовым уксусом. Получится совершенно бесцветный и прозрачный лак, но сохнуть он будет несколько медленнее.

Надо смешать 400 г льняного масла с 13 г мелко натертого глета, прибавить 1/16 по объему свинцового уксуса и хорошо взболтать вместе. Время от времени взбалтывают состав и затем ставят его в теплое место. Когда он отстоится, то получится прозрачный светло-желтый лак, а на дне сосуда останется водянистый раствор свинцового сахара, содержащий в себе много белого ила, который составился из свинцовой окиси и других выделившихся из масла посторонних частиц. Этот лак обыкновенно бывает мутный и беловатый, но после процеживания сквозь хлопчатую бумагу делается прозрачным и чистым. Лак содержит в себе 3-5% раствора свинцовой окиси и в теплом месте совершенно просыхает в течение 24 часов.

При процеживании водянистого раствора свинцового сахара от него отделяются посторонние твердые частицы; тогда можно его сварить с глетом, и когда получится свинцовый уксус, употребить его для прежней цели. Для того чтобы удалить из лака всякую примесь свинца, стоит только взболтать его с небольшим количеством разбавленной серной кислоты.

Следует различать две главные разновидности масляных лаков: лаки малярные и экипажные. Кроме того, имеются специальные лаки для технических целей, сообразно которым им придают при изготовлении ту или иную особенность. Масляные лаки подразделяются на подмазочные, половые, железные, печные, жестяные и проч.

Подмазочный лак идет на приготовление замазок и шпаклевок при отделке под лакировку. Также добавляется к последнему слою грунтовки. Сохнет быстро и хорошо шлифуется.

Из лучших сортов подмазочных лаков, имеющихся в торговле, укажем на венецианский лак — достаточно твердый, легко восприимчивый к шлифовке и скоро высыхающий. Употребляется для лакирования деревянной посуды, мебели, детских игрушек и т. п. Более дешевые сорта этого лака содержат большой избыток канифоли, который, удешевляя лак, делает его малоспособным к принятию шлифовки и уменьшает прочность.

Половой лак дает более или менее прозрачный, твердый и прочный лаковый слой. Кроме своего специального назначения имеет обширный круг применения в тех случаях, где не требуется эластичность и гибкость.

Полового лака имеется в продаже несколько сортов, различие которых зависит от выбора употребляемого при изготовлении лака копала, имеющего в сыром виде неодинаковую твердость, величину кусков, чистоту и прозрачность.

Из более чистых и крупных сортов копала изготовляются высшие сорта полового лака под № 1; менее крупные и не отборные куски идут для лака № 2, и, наконец, из мелких кусков и копаловой пыли приготовляется последний, третий, сорт лака.

Черный масляный лак, известный также под названием железного лака, принадлежит к числу дешевых сортов, употребляемых главным образом для лакирования мелких вещей и игрушек. Препарат состоит из копала с большою примесью асфальта, олифы и скипидара. Высший сорт этого лака известен в торговле под названием черного японского лака, дает блестящий лаковый слой и употребляется в том случае, когда от лака требуются прочность и упругость.

Печной лак — черный и светлый употребляется для лакирования поверхностей, подверженных нагреванию: печей, паропроводных труб и т. д.

Производство печных лаков в общих чертах сходно с приготовлением лучших сортов полового лака, но кроме специального подбора твердых и тугоплавких копалов содержит менее олифы. Подбором копалов, плавящихся при 370 °С, достигается известное преимущество печного лака перед другими. Покрытая печным лаком поверхность сохраняет блеск и твердость лакового слоя при температуре 250 °С.

Скипидарные лаки по большей части представляют растворы смол белого цвета. Эти лаки менее прочны, чем масляные, но прочнее спиртовых. Употребляются для лакирования поверхностей, окрашенных в белый или светлые колера. Плохо устойчивы против атмосферных влияний, а потому для наружных покрасок непригодны.
Материалом для приготовления этих лаков служат смолы: эниме, элеми, даммаровая и другие, а также некоторые мягкие сорта копала.

Скипидарные лаки приготовляются сообразно их назначению и встречаются в торговле под особыми названиями. Так, все сорта даммаровых лаков: картинный, черный железный, эмалевый причисляются к числу скипидарных лаков. Они дешевле масляных и во многих случаях заменяют последние.

Чисто скипидарные лаки довольно хрупки и легко смываются скипидаром, если же к ним прибавить немного олифы, то этот недостаток может быть вполне устранен. Копало-янтарный лак употребляется преимущественно для лакировки поверхностей, подвергающихся непосредственному влиянию наружного воздуха. В состав этого лака входят менее твердые копалы с примесью янтаря, причем получается прочный, эластичный, не трескающийся и не лупящийся лак, дающий хороший блеск.

Эмалевые лаки употребляются для отделки внутренних частей жилых помещений и должны отличаться свойством давать прозрачный, прочный, блестящий и светлый лаковый слой, достаточно эластичный. Для приготовления этого лака требуется подбор материалов высшего качества, а потому для последнего отбираются самые чистые сорта белой даммаровой смолы на хорошем скипидаре.

Эмалевые лаки очень чувствительны к наружным вредным влияниям воздуха, сырости, к резким колебаниям температуры.

Малярно-экипажные лаки бывают трех главных видов, имеющих специальное назначение, и отличаются друг от друга качествами и особенностью состава.

  1. Подмазанный, или подготовительный лак № 8, служит для изготовления шпаклевочной или замазочной массы. Для испытания его пригодности надо проверить его твердость, которая должна быть достаточной для шлифовки, лак должен быстро высыхать при наведенном тонком слое на лакируемую поверхность. Шпаклевочная масса, изготовленная на таком лаке, должна высыхать в течение суток и не давать трещин.
  2. Каретный лак № 1 и № 2 изготовляется из одних и тех же материалов (смол), причем пропорция их должна быть такова, чтобы лак № 2 отличался большею твердостью и высыхал быстрее лака № 1. Оба лака должны давать мягкий блеск, быть прозрачны, прочны и неизменяемы.

Присутствие олифы в этих лаках в большем или меньшем количестве имеет существенное значение. Чем больше будет содержание олифы, тем лак будет сохнуть медленнее и даст более эластичную и мягкую оболочку, но достаточно прочную. Если же количество скипидара будет преобладающим перед олифой, то получится лаковый слой, быстро высыхающий, но менее прочный, скоро теряющий блеск и быстро трескающийся.

Спиртовые лаки

Спиртовые лаки

Эти лаки в практике различаются на собственно лаки и полиауры. Первые представляют более концентрированный раствор смол, а вторые — сравнительно жидкий и служат главным образом для насыщения пор поверхности дерева смолою. Вот почему для приготовления политур употребляются более твердые сорта смол.

Производство спиртовых лаков ведется на холоде, причем их обыкновенно подкрашивают в разные колера. Для таких подкрасок употребляются, кроме цветных смол, еще растительные пигменты и красящие вещества минерального происхождения, как например, анилиновые краски. Главное условие такого подкрашивания — это сохранение прозрачности лака и постоянства оттенка колера.

Все спиртовые лаки и политуры надо сохранять в стеклянной посуде, ибо если их налить в металлическую посуду, то они после долгого стояния заметно изменяются в цвете.

Цапон-лак, или целлулоидный лак, представляет раствор целлулоида в ацетоне и амилацетоне, непроницаем, быстро сохнет, дает матовую блестящую поверхность, а потому употребляется для лакировки блестяще отполированных металлических поверхностей. При смешивании цапон-лака с масляными лаками и масляными красками достигается быстрое высыхание последних, но такое смешивание делается со старыми маслами, ибо в противном случае цапон-лак легко растворяется. Благодаря способности быстро сохнуть употребляется также как связывающее вещество для бронзы на клеевой или масляной краске.

Японский лак представляет собою сок дерева, растущего в Японии. Этот сок, приходя в соприкосновение с воздухом, подвергается брожению, чернеет и сохнет, при этом для получения лучших сортов лака помещают сохнущий сок в темное, прохладное и сырое помещение. Японский лак очень прочен, выносит нагревание до 300 °С; на него не действуют кислоты и он не поддается обмыванию.

(1 Голосовать)

Последние публикации