Инструменты и принадлежности малярной мастерской

Инструменты и принадлежности малярной мастерской

Для малярного дела требуется, сравнительно с другими ремесленными производствами, немного инструментов и приспособлений как для окрашивания поверхностей, так и приготовления красок.

Кисти

Кисти

Кисти являются самым главным инструментом при исполнении различных окрасок и лакировок деревянных и металлических поверхностей. Вот почему на правильный выбор и сохранение кистей должно быть обращено особенное внимание.

В зависимости от величины окрашиваемого предмета и материала кисти можно подразделить на разные сорта, причем каждый сорт имеет несколько величин и номеров.

Малярные кисти в большинстве случаев приготовляются из длинной отборной щетины.

Лучшие сорта щетины получаются из хребтов свиней. Такие кисти ценятся очень дорого.

Щетина свиней редко имеет прямой вид, и, снятая с животного, она бывает грязна и всклокочена, а потому является необходимым ее вымыть и распрямить. Для этого надо щетину связать в небольшие пучки и сложить их парами так, чтобы они расположились концами в разные стороны; перевязывают отдельно каждую пару пучков возможно туже ниткою и погружают на несколько минут в кипящую воду, где она очищается от грязи и отделяется одна от другой. Вынув из воды щетину, пересушивают на солнце или над горячей плитой, и тогда она выпрямляется сама собою. Тогда пучки выпрямленной щетины развязывают и укладывают рядами так, чтобы концы были обращены в одну сторону.

Разобранную щетину надо расчесать железным гребнем для очистки от шерсти.

Для приготовления хороших кистей щетину надо промыть и отбелить. Мытьем удаляют пот и жир и приставшие к щетине твердые примеси, которые не отделились при погружении в кипяток.

Пот легко удаляется со щетины при замачивании ее в горячей воде, даже при выпрямлении; для удаления жира щетину обрабатывают слабым щелочным и мыльным растворами. Из щелочей употребляется преимущественно обыкновенная сода. После обезжиривания щетину снова промывают теплой водою и просушивают.

На кистях из обезжиренной щетины хорошо держится краска, и потому работа такими кистями легка и удобна. Для удаления из щетины случайно попавших растительных волокон (соломы, репейника и др.) щетину

подвергают карбонизации, причем щетину пропитывают раствором серной пли соляной кислот и затем снова просушивают. Растительные вещества при этом разрушаются, и в виде пыли их можно выколотить.

После такой обработки щетину сортируют по длине. Для этого берут в левую руку горсть щетины, слабо связывают в пучок и затем комлями ударяют об выстроганную доску, выделяющиеся щетинки выдергивают тупым ножом, сначала самые длинные, затем средние, и наконец в руке останутся короткие щетинки (рис. 1).

Время от времени пучок щетины поколачивают о доску комлями для того, чтобы их выровнять.

В том случае, если щетина перепутается так, что вершины и комли будут обращены в одну сторону, то разборка их делается так: на выстроганную доску укладывают поперек волокон нетолстый слой спутанной щетины, лежащей в эту сторону комлями, который прижимают к доске выстроганным деревянным брусочком и двигают последним вперед и назад (рис. 2).

При движении бруска вперед выдвигаются только щетинки, лежащие в эту сторону комлями, так что после нескольких движений бруска щетина разделится на два ряда, обращенных вершинами один к другому, и тогда ее легко будет собрать и рассортировать.

Многие кисти для малярных работ приготовляются из длинной щетины. Кисти обыкновенно готовятся двумя способами: щетину укрепляют в рукоятке при помощи железных колец или же обвязывают нитками. В первом случае берут плоское железное кольцо такого диаметра, какой величины требуется сделать кисть в объеме; кольцо наполняют щетиной, укладывая ее в кольцо комлями и выравнивая их постукиванием по столу. В средину щетины вставляют круглую рукоятку требуемой длины и диаметра. Такая рукоятка обыкновенно делается несколько утолщенной с одного конца. Когда тонкий конец палки.высту-пит из щетины, на него надевают круглый кусок кожи с круглым отверстием, диаметром несколько меньшим толстого конца рукоятки, а весь кусок кожи должен равняться величине кольца по диаметру. Пропущенный конец рукоятки сквозь щетину и кожу вставляют в одну из просверленных в доске дыр (рис. 3) и загоняют рукоятку кисти ударами молотка, пока рукоятка не войдет настолько, что толстый конец ее станет в уровень с краями обруча, причем щетина окажется сильно сжатой обручем и будет держаться в нем. Щетинки, которые окажутся выступившими на кисти, подрезают ножницами.

В первый раз перед употреблением всякую кисть следует опустить в раствор клея. После употребления кистей с железными кольцами их необходимо каждый раз хорошо просушивать, иначе на железе может получиться ржавчина, что портит щетину.

Обвязка кистей голландскими нитками делается гак: берут рукоятку требуемой длины и толщины, обкладывают ее кругом ровным слоем щетин и перевязывают временно обыкновенной ниткой для того, чтобы щетина не рассыпалась, после этого берут крепкую нетолстую суровую нитку длиною в 2,1-2,8 м, на одном конце делают петлю, которую надевают на кисть и крепко затягивают. Вслед за первой петлей делают так же вторую, третью и т. д. (рис. 4), стараясь как только возможно крепче затягивать. Всего удобнее петли затягивать тогда, когда конец нитки привязан к неподвижному предмету и кисть затягивают обеими руками. После того, когда затянуто несколько петель, снимают нитку, которой была предварительно связана щетина. Количество петель делается сообразно с величиною кисти и толщиною нитки. Готовую кисть выравнивают ножницами.

Кисти обыкновенно продаются на вес или же поштучно. Весовые кисти приготовляются из белой или серой щетины, причем первые в беленом виде ценятся дороже. Пучки бывают весом в 400 г, 200 г, 100 г и т. д.

Такие кисти употребляются для окраски больших площадей: крыш, фасадов, полов, потолков ит. д.

До употребления кисти обвязывают бечевкою, которая по мере изнашивания щетины снимается. Подвязка кисти делается тонкой
бечевкой. Делается это так: берут кусок палки толщиною, как ручка кисти, заправляют его в средину щетины к самой рукоятке кисти и палку прибивают к рукоятке гвоздем. Затем щетину обвязывают бечевкой, наматывая ее плотными рядами (рис. 5 и 6). От употребления в работе щетина кистей заостряется и выравнивается, и потому для хороших работ удобнее употреблять кисти, уже бывшие некоторое время в употреблении. Если же таковой кисти в мастерской не окажется, то новую кисть надо намочить и потереть о песчаник или кирпич.

Когда подвязанная кисть от времени сработается и щетина сделается короткой, то обвязки распускают, пробку вынимают и тогда кистью можно будет еще работать некоторое время.

Кисти малого размера употребляются для окраски дверей, окон, столов и т. п. Такие кисти называются ручниками.

Ручники приготовляются из беленой и серой щетины. Из белой шлифованной щетины кисти обвязываются красной бечевкой, и такие (красной вязки) кисти ценятся дороже кистей, обвязанных серой бечевкой (серой вязки).

Ручники с прямым, тупым обрезом носят название трафаретных и употребляются для трафаретных работ, при которых рисунок прорезают насквозь на картоне или же на металлическом листе, который накладывают на предмет, предназначенный к окрашиванию. Затем обмакнутой в краску кистью водят по трафарету, окрашивая сквозь отверстие предмет.

Ручники бывают круглые и плоские. Последние (рис. 8) делаются из белой мягкой щетины и употребляются для лакировки масляным лаком, а также служат для растушевки тонов свежеокрашенной поверхности; такие кисти больше всего делаются в металлической оправе.

Флейцы приготовляются из барсучьего волоса и бывают также круглые с красными полированными ручками и плоские (рис. 9).

Так как даже при самой тщательной окраске ручником все же получаются легкие бороздки, то для сглаживания их употребляется флейц. Флейц в краску не окунают, но работают сухим и притом стараются дотрагиваться до окрашенной поверхности только кончиками волосков. После этого окрашенная поверхность не только сравняется, но даже станет слегка матовой.

Беличьи кисти употребляются для отводки на окрашенных стенах бордюров и каемок. Бордюры проводятся около потолков для того, чтобы последние лучше отделялись от стен.

Низ стен в комнатах и коридорах принято окрашивать темнее, чем самые стены. Для того чтобы темную часть стены, называемую панелью, резче выделить, проводят по линейке сверх панели узенькую полоску — каемку, краска для которой должна быть несколько темнее панели и стены доя того, чтобы каемка выделилась резко.

Кисти хорькового волоса употребляются для лакировки спиртовыми лаками. Такие кисти делаются круглой, плоской и овальной формы. Волосы закрепляются в перьях или в жестяной оправе. Кисти эти подразделяются на тупые и острые, причем сорт кисти определяется по цвету вязки.

Кисти лампемзель для золочения бывают плоские (рис. 13) и делаются из беличьего волоса. Оправа чаще всего делается металлическая. При работе вставляются в особые рукоятки.

Кисти представляют часто довольно ценный материал и при правильном сохранении и пользовании могут служить долго.

По окончании окраски всякую кисть надо вымыть скипидаром или керосином (можно и теплою мыльною водою), иначе оставленная на кисти краска может затвердеть, отчего портится кисть, в особенности если она тонкая, волосяная.

Если краска очень тверда и не поддается смывке скипидаром, то ее надо попробовать удалить погружением кисти в слабый раствор щелочи до размягчения краски. Затем ее тщательно вымывают в нескольких сменах чистой воды.

После клеевой и известковой окраски кисти следует сейчас же мыть в холодной воде и высушивать.

Кисти следует сохранять в воде, не кладя на дно посуды, но подвешивая ее так, чтобы они не дотрагивались до дна, отчего волос сгибается и кисть станет неудобной для хорошей работы.

Для имеющегося в употреблении постоянно большого запаса небольших кистей можно рекомендовать прибор, показанный на рис. 14. Он состоит из продолговатого металлического или деревянного ящика, разделенного посередине вдоль невысокой стенкой на две части. К стенке приделывают из согнутой жести петлеобразные зажимы разной величины, в которые и вкладывают кисти, а на дно этого сосуда наливают воды в требуемом количестве. Прибор этот имеет то преимущество, что занимает мало места, легко может быть переносим с места на место и дает возможность отделить кисти, загрязненные разными красками, если довести стенку (перегородки) до дна.

Шпатели составляют необходимые принадлежности каждой малярной мастерской. Употребляются для собирания красок с мраморной плиты.

Шпатели также употребляются для подмазки замазкой полов, окон, дверей и проч. перед окраской.

Для последней цели стальные шпатели можно заменить деревянными, которые стоят много дешевле металлических.

Машинка для разделки под древесные породы состоит из вращающегося резинового валика, на котором нарезаны характерные рисунки (рис. 19).

Для той же цели имеется в продаже переводная бумага, но как валики, так и бумага сравнительно редко употребляются для разделки, которая производится удобнее при помощи гребешков. Такие гребешки бывают резиновые, стальные и кожаные, которые имеются готовыми в продаже различных нарезок (рис. 20 и 21).

Краскотерки. Ручная краскотерка может быть с большою выгодою применена в такой мастерской, располагающей только ручной силой. Она весьма удобна для растирания краски и смешивания их одну с другою.

Краску, смешанную с маслом, накладывают в воронку, откуда она, пройдя сквозь рифленый диск, выходит в измельченном виде (рис. 22).

Вальцовая краскотерка более крупных размеров и пригодна только для парового или электрического движения.

Мраморная плита

Мраморная плита

Для растирания небольших количеств ценных красок употребляются плиты из известняка, графита или мрамора.

Мраморные плиты могут быть очень разнообразны; лучшими считаются добытые из мрамора на Уральском хребте и в Финляндии.

Наиболее употребительные размеры такой плиты: длина 45 см, ширина 27 см и толщина 6,7 см.

Для растирания красок на плите употребляется курант, который состоит из твердого камня, обточенного в виде конуса, с закругленным сечением верха; нижняя широкая часть его должна быть хорошо отшлифована.

При работе курант ставят на мраморную плиту, на которую кладут сухие краски и прибавляют к ним немного льняного масла, пока растираемая краска не получит консистенцию творога. Курант берут обеими руками и водят по плите, растирая им краски до получения вполне однородной массы.

Курант имеет в вышину 27 см; ширина низа 11 см и верха 2,2 см.

Мастифон

Мастифон (рис. 23) употребляется для собирания с мраморной плиты истертых красок. Он имеет вид ножа с косым срезом на конце лезвия.

Золотарная подушка и нож

Такая подушка (рис. 24) состоит из доски шириною в 14 см, длиною в 2,3 см, на которую толстым слоем наложена вата и поверх ее натянута изнанкою мягкая кожа.

К одной из продольных стенок золотарной подушки приделывается из папки стенка вышиною до 1,3 см, которая предназначена для предохранения листиков золота, уложенных на подушечку, от порчи при движении воздуха,

Необходимую принадлежность золотарной подушечки составляет золотарный нож (рис. 25).

Этот нож можно вполне уподобить обыкновенному тонкому столовому ножу с закругленным тупым лезвием.

Лакировальная печь

Такая печь (рис. 26) состоит из теплой камеры, в которой благодаря особому устройству стенок тепло хорошо держится, причем лакированные предметы во время просушки предохраняются от пыли, сквозняка и посторонних соприкосновений. Размеры таких печей должны соответствовать размерам мастерских.

Большие печи, в которых сушат лакировку денежных шкафов, ванн, печей, машинных станков, частей экипажей, велосипедов и т. д., можно приделать к топке парового отопления. Хорошо также для нагревания печей водяное отопление и отопление нагретым воздухом.
Небольшие лакировальные печи можно отапливать газом.

Особенно непрактично отопление углем, ибо оно дает много сажи, золы, пыли, не говоря уже о том, что при этом трудно контролировать температуру.

Для очень мелких предметов иногда бывает вполне достаточным жестяного ящика с двойным дном, который просто нагревается от плиты.

Стенки больших лакировальных печей должны быть двойные, с ходами внутри и, кроме того, обкладываются шамотной массой.

В лакировальных печах, изготовляемых на фабриках, устраивают особые приспособления, облегчающие работы с печью, как например: особый нагреватель для воздуха, входящего в печь, дымоотвод, который надо оставлять открытым, пока печь не разогреется для того, чтобы могли удалиться испарения лака, затем регулятор тепла и термометр, при помощи которого можно довольно точно контролировать степень тепла внутри печи.

При очень высокой температуре лакировка сморщивается и даже обугливается.

Термометр приспособлен к дверце печи так, что шарик с ртутью окружен особой трубочкой, изогнутой иод прямым углом, и ведет внутрь печи. Шкала термометра находится снаружи. Дверцы обыкновенно двустворчатые, с двойными стенками, должны быть тщательно пригнаны. Закрываются дверцы при помощи особого пружинного затвора.

Внутри печи проложены рельсы, на которые ставят проволочные колосники с лакируемыми предметами.

Велосипедные рамы ставят в печь на особых подставках.

Станок для лакировки колес

Станок этот можно сравнить с небольшим столиком на трех железных ножках (рис. 27-29), наглухо приклепанных к железной же крышке, поверх которой устроен особого рода шарнир. Последний снабжен железною осью. Колесо при лакировке надевается на ось шарнира, который устанавливается, смотря по надобности, горизонтально или вертикально.

Бензиновая лампочка

Такая лампочка употребляется в малярном деле для выжигания старой краски с предметов, подлежащих вновь окрашиванию.

Наиболее удобная и в то же время дешевая лампочка изображена на рис. 30. Она дает широкое сильное пламя, вполне безопасна и легка для переноски. Лампочка состоит из небольшого резервуара для бензина, который наливается в особое отверстие, закрывающееся герметической пробкою с легкою винтовою нарезкою.

В резервуар вделана медная, изогнутая в виде кольца, трубочка с маленьким круглым отверстием внутри кольца,

При зажигании лампочки надо предварительно нагреть на огне кольцевидную часть трубочки, и тогда непрерывно выходящие из ее отверстия пары бензина загорятся и дадут хорошее пламя. Зажженную лампочку можно держать в любом положении, что очень важно при работе выжигания.

Отвес

Отвес состоит из деревянной катушки, вращающейся на такой же оси с ручкой. На катушку наматывается шнур, к свободному концу которого привязан груз (рис. 31). Отвесом маляры пользуются при отбивке горизонтальных и отвесных линий на окрашиваемых поверхностях. Для отбивки прямой линии на поверхностях шнур натирают мелом, натягивают по избранному направлению, берут за средину шнура и, подняв его вверх, быстро опускают; от удара на плоскость образуется след, отмечающий на плоскости прямую линию, по которой и проводятся филенки.

Цикля

Цикля употребляется для расчистки под окраску и состоит из стальной пластинки толщиною в 1,3, длиною 10-13 см и шириною до 5 см.

При работе циклю держат обеими руками так, чтобы она длинным своим ребром укладывалась на плоскости.

(1 Голосовать)

Последние публикации