Отделочные материалы

Масляная замазка, известная в продаже под названием замазки стекольщиков, так как она является необходимой для вставки стекол, приготовляется так: растирают в порошок испанские белила, формуют из них усеченный конус или усеченную пирамиду и в вершине делают углубление, в которое вливают небольшое количество льняного масла, так что белила превратятся в тестообразную массу.

Когда вся масса превратится в тесто, прекращают прибавление масла, мнут полученное тесто и хорошо вымешивают.

После этог о разрезают замазку на куски и расколачивают деревянного колотушкою. Чем лучше выколочена замазка, тем она будет однообразнее и пластичнее и лучше пристает к телам.

Если такую замазку завернуть в холст, пропитанный маслом, то ее можно сохранить долгое время без изменения, иначе уже спустя несколько дней она сделается хрупкой.

Масляную замазку можно употребить для шпаклевки поверхностей, подлежащих окраске масляного краскою.

Напомним читателю, что шпаклевание можно делать лишь тогда, когда дерево было уже один раз покрыто краскою, ибо к сырому дереву замазка не пристанет. Замазку втирают в щели и отверстия посредством лопаточки и, когда она хорошо просохнет, шлифуют пемзой, смоченной в воде, пока поверхность примет гладкий вид.

Под светлую окраску масляная замазка непригодна, ибо она образует желтоватые пятна и полосы, которые будут просвечивать. В этом случае берут замазку, приготовленную из свинцовых белил и льняной олифы. Способ приготовления этой замазки одинаков с масляной.

Когда требуется подправить или подновить окраску краской другого цвета, то замазка должна быть того же цвета, как последняя окраска.

Для окрашивания замазки употребляются краски в порошке, который смешивают особенно тщательно с тестом.

При желто-бурых и темно-желтых окрасках для шпаклевания употребляются следующие замазки:

  1. Растирают свинцовые белила, сурик и зильберглет с густо сваренною льняной олифой; к полученному тесту прибавляют немного янтарного лаку.
  2. Смешивают три части порошка гашеной извести с 2 частями ржаной муки и 2 частями олифы, при чем получается при тщательном вымешивании однородное пластичное тесто.
  3. Приготовляют однородную тестообразную массу из равных частей толченых кирпича и свинцового глета. Щели и отверстия перед шпаклевкой надо предварительно смазать маслом.

Клеевая замазка

Клеевая замазка

Клеевая замазка готовится из отмученного мела и клея. Такую замазку необходимо приготовлять всегда свежей, ибо она быстро сохнет. Употребляется для шпаклевания щелей и трещин в деревянных стенах. Щели необходимо предварительно замазать клеем.

Глицериновая замазка

Для приготовления этой замазки 50 г мелко истолченного свинцового глета истирают с глицерином (5 см3) удельного веса 1,24. Если взять больше глицерина, то масса затвердевает медленно и не получить требуемую плотность. Воды прибавляют не более 2 объемов на 5 частей глицерина.

Замазка для камня

Замазка для камня

Для сухих каменных сооружений смешивают 2 части свинцового глета с 1 частью извести в порошке и 1 частью мелкого песку. Полученную смесь сохраняют в плотно закупоренных ящиках. Непосредственно перед употреблением из нее приготовляют замазку, смешивая с горячею льняною олифой.

Для каменных сооружений, подвергающихся действию влаги, берут 5 частей свежео-божженной извести в порошке, 2'/2 части толченого кирпича, Ч2 часть окалины и '/4 части окиси марганца. В эту смесь прибавляют льняного масла до получения густого теста, которое растворяют в ступе до однородности. До употребления необходимо хорошо просушить щели и намазать их маслом. Замазка затвердевает спустя 8-10 дней.

Замазку для каменных стен водных бассейнов приготовляют так: сплавляют 48 частей канифоли, б частей воска, 2 части шеллаку и 2 части мастики и прибавляют, при постоянном перемешивании, 6 частей скипидарного масла, 3 части толченой серы и 16 частей толченого кирпича. Щели нагревают и производят шпаклевку горячей замазкой, которая быстро затвердевает. Выравнивание производится лопаточкой или стамеской.

Твердую и непроницаемую для воды замазку можно приготовить из портландского цемента или гашеной извести и концентрированного раствора кельнского клея. Замазка употребляется в дело свежеприготовленная; затвердевает спустя 3 дня и тогда становится непроницаемой для воды.

Для подводных каменных сооружений приготовляют смесь из 11 частей распавшейся на воздухе извести, 5 частей толченого кирпича, Ч2 части толченого стекла, 1 части окалины и 4 частей горячего льняного масла. Смесь эту хорошо перемешивают, вследствие чего получится пластичная масса, которую вмазывают в щели предварительно смазанные маслом.

По другому рецепту берут 700 частей хорошо просеянного толченого кирпича, который должен быть хорошо обожжен и совершенно сух. Затем 625 частей лучшего гипса, 500 частей железных опилок, 50 частей купороса, 100 частей нетолченых чернильных орешков, 500 частей болюса, 500 частей поташа, пригоршню поваренной соли, немного свежей бычачьей крови, яичного белка и уксуса. Из всего этого приготовляют мягкую тестообразную массу, которую и вмазывают в щели. Та же замазка может быть пригодна не только для подводных каменных сооружений, но также для вмазывания в камни железных крючьев, брусков и т. п. вместо свинца.

Для подмазки мрамора смешивают свежий творог с бычачьею кровью и прибавляют к смеси такое количество просеянной негашеной извести в порошке до образования мягкого пластичного теста.

Для выравнивания выпавших частей и для приклеивания их употребляется так называемая скульптурная замазка, твердеющая на воздухе как камень. Приготовляют из гипса, мраморной пыли и жидкого клея.

Для алебастра жженый гипс кладут в холодный насыщенный раствор квасцов, затем снова прокаливают, толкут и приготовляют ив него тесто, замешивая его раствором квасцов. Такой гипс затвердевает медленнее, чем обыкновенный гипс, приготовленный на воде, но зато делается твердым как камень и пригоден не только для гипсовых фигур, но также для мрамора.

Хорошую замазку можно приготовить, если свежий творог промыть несколько раз водою, затем отжать и смешать с 5-6 частями насыщенного раствора жидкого стекла.

Замазка для железа

Замазка для железа

Приготовляют тесто из 2 частей железных опилок, 1 части железного купороса и уксуса. Это тесто вгоняют в швы возможно плотно стамеской и молотком. Такая замазка служит для починки железных резервуаров.

Для запаивания железных крючьев, болтов и прочего в камень служит замазка, для приготовления которой берут 7 частей гипса, 2 части белка и воды. Замазка должна быть употреблена в дело немедленно по приготовлении.

По другому способу для той же цели смешивают 2 весовые части толченого кирпича, 1 часть измельченной гашеной извести и У2 части железных опилок с водою.

Наконец, прекрасным и дешевым материалом для вмазывания железа в камень может служить портландский цемент, который смешивают с V2 частью железных опилок или просеянной окалины и затем прибавкою воды превращают в тесто. Такая замазка быстро высыхает и тогда приобретает твердость камня.

Под названием лака надо понимать раствор твердой смолы или смесь смол, которые после нанесения тонким слоем на поверхность предмета образуют по высыхании блестящий и твердый слой.

Лак служит защитой поверхностей предмета от внешних атмосферных и механических влияний. Свойства лаков во многом зависят от характера растворителей, а потому лаки делятся на масляные, скипидарные и спиртовые. Кроме того, каждая из этих трех групп делится на специальные сорта лаков в зависимости от их применения и состава смол.

Смолы подразделяются на твердые и мягкие, ископаемые и растительные. К ископаемым смолам относятся: янтарь, копал и др.; к растительным — сандарак, дамарова смола, шеллак, элеми, амине и др.

Ископаемые смолы вообще тверды, тогда как растительные мягки. Твердые смолы растворяются только после того, когда их предварительно расплавить.

По внешнему виду смолы представляют аморфные, прозрачные, бесцветные или слабо окрашенные массы. При выделении из растений, смолы находятся в виде раствора в эфирных маслах, образуя мягкие тягучие вещества (бальзамы). К этому классу относится так называемая живица, вытекающая весною и в жаркое время из хвойных деревьев.

Это смолистое вещество представляет раствор смолы канифоли в скипидаре.

К камедям, или гумми, относятся такие растительные отделения, которые представляют смесь различных веществ, частью растворимых в воде, частью представляющих смолы и эфирные масла.

К смолам, получаемым искусственным путем, относятся смола и деготь, продукты сухой перегонки дерева, каменного угля и нефти.

Наиболее ценными лаковыми смолами являются копаловые и янтарные.

Копал встречается в торговле нескольких сортов, значительно отличающихся между собою как по твердости, так и по растворимости в жидкостях, которые употребляются для приготовления лаков. Лучший сорт копала: занзибарский копал, также известный под названием ост-индского или бомбейского.

Сырой занзибарский копал покрыт твердою коричневою пленкой, от которой он может быть очищен промыванием в поташном растворе. После такой очистки копал получает форму неправильных кусков разной величины, поверхность которых имеет вид гусиной кожи.

Имеется еще другой сорт ост-индского копала, также покрытый в сыром состоянии землистою пленкою, но эта пленка легко соскабливается.

Стекловидный копал получается из сиерра-леона; лучший сорт в виде прозрачных шариков или капель.

Кроме этих сортов копала встречаются вест-индский, манилъ-ский и калифорнийский копал. Последний является самым низшим сортом копаловой смолы, почему и употребляется только в качестве суррогата других мягких смол.

Копал представляет собою смолу, желтую и блестящую; очищенный от шероховатой коры (окиси), он блестящ и прозрачен как стекло.

Копал трудноплавок; растворяется в каепутовом масле, продается в плоских или угловатых кусках. Ост-индский копал характеризуется содержанием насекомых, которых нет в вест-индском копале. Отличительным признаком последнего служит шаровидная форма. Поверхность кусков матовая, внутри они почти бесцветны и вообще светлее ост-индского сорта.

По отношению к растворителям надо заметить, что вест-инд-ский растворим, хотя не вполне, в смеси 3 объемов скипидара с 1 объемом абсолютного спирта; ост-индский же копал вовсе не растворяется в такой смеси, если он не был предварительно расплавлен.

Расплавленный ост-индский копал растворяется также в жирных и эфирных маслах.

В видах приготовления возможно светлых лаков из копала употребляется так называемый серный эфир как растворитель, причем после продолжительного стояния в эфире почти вполне растворяется, так что плавка смолы не требуется. Если к такому раствору осторожно, по каплям, прилить абсолютного спирта, то получится совершенно прозрачный копаловый раствор. Далее копал хорошо растворяется в каепутовом масле и хлороформе. Менее — в бензине, креозоте и сероуглероде. Щелочи и аммиак (нашатырный спирт) также растворяют эту смолу.

Надо заметить, что копал, пролежавши не менее полугода на открытом воздухе, окисляется, причем приобретает способность отчасти растворяться в крепком спирте без помощи эфирных масел. На этом основании удобнее и выгоднее приготовлять копаловый лак из такого лежалого копала.

Чаще всего приходится покупать копал, смешанный в кусках различной твердости и вида. Такой копал необходимо рассортировать. Для этого куски смолы раскладывают на столе и прежде всего отбирают те из них, которые имеют шероховатую поверхность, от кусков более или менее гладких. При этом шероховатые куски принимаются за ост-индский копал. Затем следует сортировка по степени прозрачности, бесцветности и сортировка по твердости.

Последняя должна быть произведена особенно тщательно, ибо она оказывает весьма существенное влияние на успех плавки копала, а следовательно, и на качество приготовленного из копала лака. Мягкая смола легкоплавче твердой; следовательно, при одновременном плавлении кусков различной твердости, мягкие расплавляются ранее других и успеют значительно побуреть, пока начнет плавиться твердый копал.

Отсюда понятна необходимость внимательной сортировки. Если сортируется большая партия, то по одним внешним признакам трудно достигнуть удовлетворительного распределения кусков. В этом случае, приблизительно рассортировав куски копала вручную на гладкие и шероховатые, полезно подвергнуть куски каждого сорта еще специальному испытанию на твердость.

Такое испытание производится так: хорошо рассортированный по цвету копал в больших или предварительно раздробленных кусках кладут на 24 часа в крепкий щелок из 500 г поташа на 1 л воды. Такая операция повторяется еще раз. Затем следует многократная промывка копала в воде для удаления приставшей щелочи, причем смолу беспрерывно переворачивают в жидкости посредством твердой метелки. От действия щелочи некоторые куски сделаются мягкими, другие только немного размягчаются, и третьи сохраняют почти первоначальную твердость. По этим признакам копал сортируют на 3 категории; самые мягкие куски будут в то же время наиболее легкоплавкие, а самые твердые плавятся всего труднее и, следовательно, относятся к лучшему сорту копала. Промытую в воде смолу после сортировки кладут на холстинку и высушивают на солнце или в воздушной бане.

Обработка щелочью доставляет совершенно чистый копал, прозрачный как хрусталь. Подготовка рассортированного копала для лаков состоит в плавлении его. Эта операция нелегкая, и даже при соблюдении всевозможных предосторожностей нельзя расплавить копала без того, чтобы он не побурел.

Даммара — смола, вытекающая в большом количестве из разных деревьев, свойственных Ост- Индии, Австралии, Китаю, Зондским островам. Она встречается также в ископаемом виде.

Даммара менее употребительна в лаковом производстве, потому что даммарные лаки, при всех хороших качествах, как например, бесцветности и блеске, имеют то неприятное свойство, что дают отлипость.

Насколько различны деревья, производящие даммару, настолько различны и свойства добываемой из них смолы. Бот почему в продаже можно встретить много сортов этой смолы, обладающих каждый специальными физическими и химическими качествами: твердостью, запахом, растворимостью. Растворимость варьируют так же, как это мы указали относительно копала.

Даммара встречается иногда в весьма больших глыбах, и такие глыбы обыкновенно покрытые непрозрачною землистою корою, под которою находится желтоватый прозрачный слой. Внутренняя часть куска состоит из массы молочно-белого цвета, вследствие содержания воды. Качества смолы во всей массе глыбы одинаковы. Даммара часто попадается в мелких кусочках величиною от боба и до куриного яйца. Эти куски закруглены, с поверхности несколько землисты, слабо окрашены и вполне прозрачны. Встречаются сорта даммары тоже в мелких, но угловатых кусках и совершенно бесцветные; другие при меньшей прозрачности отличаются сероватым цветом.

Большая часть сортов даммары не пахуча и различной твердости. Лучший сорт имеет твердость ост-индского копала и ароматический запах: эти куски слабо окрашены, прозрачны и в изломе обладают стеклянным блеском. Другой сорт при меньшей твердости окрашен более предыдущего, но имеет такую же прозрачность и блеск.

Самый плохой сорт даммары часто бесцветен и прозрачен, но с матовым изломом. Он мягче двух предыдущих сортов и прилипает к теплой руке.

Встречающаяся в продаже даммара, если она не в глыбах, обыкновенно представляет смесь разных сортов, поэтому понятно, что при неумелой сортировке даммарные лаки будут отличаться плохими качествами.

Относительно происхождения глыбы даммаровой смолы известно следующее. Даммаро-вые деревья, в особенности новозеландские, выпускают смолу самопроизвольно, без искусственного надрезывания стволов. В то время, когда для добычи даммары техника не использовалась, или в тех местностях, куда не проникла еще нога человека, эти потоки смолы образовали на земле значительные скопления, которые, затвердевая, превращались в куски. Последние потом засыпались песком или покрывались наслоениями чернозема, а если почва, на которой произрастает смолистое дерево, рыхла, то смола могла и прямо в жидком состоянии проникнуть в глубину земли и там уже затвердеть.

Таким-то образом произошла ископаемая даммара, которая, по рассказам путешественников, образует в северной части Новой Зеландии пласты в несколько десятков сантиметров толщиною.

Содержащаяся в даммаре влажность, по всей вероятности, пребывает в химически связанном состоянии. Очевидно, что эта вода должна быть удалена, так же как и механически примешанная влажность, и только после совершенного обезвоживания можно рассчитывать на получение из нее хорошего лака.

Растворимость всех вообще смол в спирте и в других жидкостях, употребляемых при фабрикации лаков, уменьшается в присутствии воды и некоторых других веществ. Улучшение копала от долгого лежания на воздухе надо приписать отчасти испарению воды и летучего масла, которые в нем содержатся.

Плавка копала и янтаря, а также многих других смол, имеет целью именно выделение воды.

Крупные куски ост-индской даммары растворяются в крепком спирте довольно хорошо, но в терпентинном масле почти нерастворимы.

Австралийская ископаемая смола при обработке 90° спиртом, дает 44% остатков, в терпентинном же масле растворяется только 20% этого сорта даммары.

Эфир растворяет почти вполне как твердые, так и мягкие сорта смолы. Последние довольно хорошо растворимы также в терпентинном масле и в 92% спирте.

Благодаря сравнительно легкой растворимости, мягкие сорта даммары пользуются предпочтением при приготовлении лаков, хотя они дают лаки посредственного качества. В жирных маслах даммара всякого сорта при нагревании растворяется хорошо; прибавки жирных масел (вареных) к терпентинной эссенции или к спирту увеличивают растворяющую способность последних, чем пользуются для придания спиртовым и скипидарным лакам большой густоты.
В смеси спирта со скипидаром, с прибавкою или без прибавки эфира, хорошо растворимы все сорта даммары. Таким путем можно получить даммар-ный лак, почти не уступающий мастичному и почти не липкий, если его наносят тонкими слоями. Наконец, более или менее удовлетворительными растворителями даммары надо признать хлороформ, сероуглерод, бензин и древесный спирт.

Подготовка даммаровой смолы для растворения имеет в виду, главным образом, удаление воды, что может быть выполнено или до растворения, или во время его. Холодным путем не следует приготовлять даммарный лак уже потому, что он в этом случае плохо осветляется.

В терпентинном масле надо растворять даммару при кипячении, которое поддерживают до тех пор, пока кипящая жидкость перестанет пузыриться, что служит признаком удаления воды.

Драконова кровь. Это смолистое вещество красного цвета, нерастворимое в воде, доставляется многими деревьями, произрастаю щими на берегу Суматры. Добывание смолы в этой местности производится так: плоды растения укладывают в мешок из грубого редкого холста и сильно встряхивают, причем смолистое вещество высыпается; его переплавляют на умеренном огне и затем формуют шарики, которые обертывают в листья растения.

Драконова кровь в этом виде составляет первый сорт. По выделении первого сорта плоды раздавливают и кипятят с водою, пока они не отделят смолистую массу. Из последней формуют таблетки в 3-4 пальца длиною; это будет второй сорт драконовой крови.

Наконец вытяжки, остающиеся после извлечения второго сорта, формуют в лепешки, которые поступают в торговлю под названием ординарного сорта драконовой крови. Имеется еще четвертый сорт смолы в палочках, обернутых в листья. Этот вид драконовой крови красно-коричневого цвета непрозрачен, хрупок и легко растворим.

Драконова кровь обыкновенно содержит много смолистых подмесей и подкрашена охрой. Такая подмешанная драконова кровь попадается в виде кусков и даже в маленьких шариках, завернутых в листья. При нагревании они отделяют смолистый запах, что несвойственно настоящей драконовой крови. Растертая в порошок, она имеет кирпичный цвет, а не киноварный.

Настоящая драконова кровь растворяется в спирте, эфире и терпентинном масле, сообщая этим жидкостям красивый красный цвет, а потому и употребляется для подкрашивания лаков. Драконова кровь растворима также в щелочах и в известковой воде, не имеет ни запаха, ни вкуса.

Элеми

Элеми встречается в продаже в виде двух сортов: настоящая и ненастоящая, причем последнее название означает только разновидность, а не подделку смолы. Настоящая элеми привозится из Бразилии и благодаря свойственному ей приятному аромату дорого ценится лаковыми фабрикантами. Этот сорт элеми имеет вид неправильных мягких и липких кусков, которые впоследствии твердеют, полупрозрачен, светло-желтого цвета, с зеленоватыми хсрапинками; по запаху напоминает укроп. Содержание эфирного масла доходит до 12%.

Ненастоящая элеми получается из Новой Гвинеи, светло-желтого цвета с беловатою выветренностью. Она эластична и мягка. При обыкновенной температуре имеет слабый укропный запах, который становится более заметным при нагревании.

Элеми хорошо растворяется в спирте, причем остаются нерастворимыми только примеси.

Гуммигут

Под этим названием известна смола, вытекающая из некоторых растений в Сиаме, Китае, на Малабаре и Цейлоне.

В свежем состоянии гуммигут представляет молочный сок, который на воздухе скоро твердеет. К нам его привозят в виде круглых кусков снаружи жел-то-коричневого, внутри жел-то-красного цвета. Гуммигут непрозрачен, не имеет запаха и отличается стекловатым изломом. Легко растирается в порошок, при чем дает красивую, ли-монно-желтую краску. Ядовит.

Гуммигут мало растворим в воде; в спирте хорошо растворяется, но не без остатка. Состоит из 80 частей смолы и 20 частей гумми.

Гуммигут часто употребляется как подкрашивающий материал для лаков золотисто-желтого цвета, которым он сообщает густоту и блеск.

Гуммилак

Гуммилак представляет смолистый сок особой породы южной сосны, вытекающий от уколов насекомых из породы вшей, присасывающихся к молодым побегам дерева. Сок струится из волосных отверстий в коре, произведенных этими насекомыми, и, затвердевая, обволакивает последних как бы пленкой. Весною уже не замечается в смолистой массе насекомых, а вместо них заметны небольшие клеточки или пустоты величиною с пшеничное зерно, наполненные красною жидкостью. Спустя несколько месяцев в этой жидкости появляются личинки, которые прорывают тонкую смолистую оболочку, как скоро красная жидкость будет израсходована на их питание.

В продаже встречаются три сорта этой смолы.

  1. Лак в палочках, который представляет смолу в ее натуральном состоянии, то есть вместе с ветвями дерева, на которых она отложилась в виде слоя крас-но-коричневого цвета. Эта смола просвечивает с краев, излом стекловидный, внутри содержит маленькие клеточки. Лак в палочках при нагревании распространяет приятный запах. Водный настой этого лака дает осадок с известкового водою. В спирте и эфире лак растворяется, оставляя в осадке древесные части.
  2. Лак в зернах получается из предыдущего сорта отделением смолы от ветвей и измельчением ее в грубый порошок. Зернистый лак часто бывает менее окрашен, чем лак в палочках, вследствие извлечения пигмента кипящей водою или слабою щелочью.
  3. Шеллак представляет рафинированный лак в зернах. Последний в расплавленном виде процеживают сквозь пеньковую ткань на каменную плиту, по которой он расплывается тонким слоем и затвердевает.

Продажный шеллак имеет вид прозрачных листочков более или менее темного цвета, с смолистым блеском. Шеллак достаточно тверд, без вкуса и запаха, при постукивании палочкою немного звенит. Нагретый легко плавится, распространяя неприятный запах; вполне растворим в спирте, особенно при нагревании.

Шеллачные лаки не обладают большим блеском, по крайней мере сами по себе, то есть без примеси других смол, но зато отличаются большою прочностью.

Мастика

Мастика

Мастика привозится к нам из южной Европы, преимущественно с островов Греческого Архипелага, а также с Северного берега Африки. С острова Хиос привозится большая часть потребляемой в технике мастики.

В продаже имеются два сорта этой смолы: 1) мастика в зернах (слезках) или отборная и 2) мастика сортовая.

Отборная мастика имеет вид прозрачных продолговатых зерен величиною с горошину, светло-желтого цвета. В изломе мастика имеет стеклянный блеск и может быть легко растолчена в порошок; брошенная на горящие уголья она распространяет приятный запах. В кипящем спирте (крепостью в 93° Траллеса) мастика вполне растворима; холодный спирт, напротив, оставляет около 10% нерастворенного смолистого вещества. Эфир и скипидар при нагревании растворяют мастику вполне; в жирных же маслах она почти вовсе нерастворима.

Сортовая мастика представляет собою низший сорт этой смолы, продается в зернах желтоватого цвета с примесью частиц древесины и кореньев.

Мастичные лаки отличаются бесцветностью и прочностью; служат преимущественно для покрывания белых металлов.

Мастика служит также для прибавки к другим, более хрупким смолам для придания лаку мягкости и чтобы сделать лак более удобным для полирования. В этом отношении мастика имеет некоторое сходство с росным ладаном, которым и может быть заменена во всех случаях, когда не требуется, чтобы лак был совершенно бесцветен. Даже при приготовлении совершенно бесцветного лака можно заменить дорогостоящую мастику смесью сандарака и даммары.

Ладан

Ладан

Привозится к нам из Африки и Ост-Индии, где произрастает ладаноносное дерево. Африканский ладан состоит из желтых круглых зерен, перемешанных с красноватыми; это легко растираемая в порошок смола с острым вкусом и ароматическим запахом.

Индийский ладан поступает в продажу в виде желтых, полупрозрачных зерен, покрытых с поверхности беловатою пылью и величиною несколько больше зерен африканского сорта.

Зерна индийского ладана имеют слабый блеск и раковистый излом; брошенные на раскаленные уголья, отделяют приятный характерный запах.

Ладан растворим немного в воде и не вполне в спирте, тугоплавок; зажженный, горит белым пламенем.

В лаковом производстве употребляется вместе с другими лаками, между прочим для приготовления печного лака.

Подобно мастике, ладан, независимо от места родины, подразделяется в торговле на два сорта: отборный и сортовой. Последний представляет нечистый продукт, содержащий примесь корья и т. п. посторонних веществ.

Сандарак

Сандарак

Сандарак представляет одно из важнейших смолистых веществ в лаковом производстве. Вывозится из Северной Африки, где его добывают из кустарникового растения. Сандарак имеет вид небольших грушеобразных зерен (слезок) желтого цвета, прозрачных и блестящих. Сандарак хрупок, но тверже мастики, хорошо растворяется в спирте и не вполне — в терпентинном масле. Впрочем, если эту смолу сперва осторожно расплавить и постепенно приливать к ней горячего масла, то она вполне растворяется как в жирных, так и в эфирных маслах.

Вследствие слишком большой хрупкости сандарак без прибавки мягких смол не может служить для приготовления спиртовых лаков.

Смешанные лаки из сандарака с другими смолами не уступают в блеске даммарному лаку, но легко тускнут во влажном воздухе. Этот недостаток не очень резко обнаруживается, если крыть горячим скипидарным лаком.

Сандарак часто подмешивают мелким отбросом даммаровой и копаловой смолы.

Такую фальсификацию можно узнать по угловатому виду кусочков подмешанных веществ. Брошенный на раскаленные уголья сандарак отделяет приятный запах, что также может служить признаком чистоты продукта.

Терпентин

Терпентин

Терпентин получается из разновидностей обыкновенной сосны. Эта желтая смола с запахом масла известна каждому.

В продаже различают несколько сортов терпентина:

  1. Французский, или обыкновенный, терпентин бывает сырой и очищенный. Для очищения сырой терпентин плавят в больших котлах на умеренном жару и затем, не давая ему остыть, процеживают сквозь солому. По другому способу сырую смолу кладут на продырявленную железную плоскость и подвергают действию солнечных лучей. Терпентин плавится и стекает сквозь отверстия доски совершенно прозрачным в подставленный снизу сосуд. Этим способом смола очищается от растительных и землистых примесей.
  2. Венецианский терпентин при обыкновенной температуре имеет консистенцию меда, прозрачен, тягуч и липок.
  3. Канадский терпентин, иначе называемый канадским бальзамом, представляет сиропообразную смолу с едким вкусом.
  4. Кипрский терпентин добывается на островах Архипелага, на острове Хиосе и в Южной Германии. Этот терпентин прозрачен, липок и густ, лимон-но-желтого цвета, с приятным лимонным запахом.

Наконец, к разновидностям терпентина можно отнести копай — бальзам, получающийся из дерева copaifera, произрастающего в Южной Америке, употребляется иногда на прибавку к копаловым и даммаровым лакам для придания им большей мягкости.

Всякий терпентин состоит из терпентинного масла и твердой смолы — канифоли. Терпентинное масло можно отделить перегонкою.

Казеин получается путем створаживания молока в малярном деле.

Большая часть красок разводится на масле, которое бывает минерального, растительного и животного происхождения.

С облицовочным камнем работать просто, но вместе с тем, чтобы результат облицовки долгие годы радовал глаз, необходимо тщательно готовить поверхность и следовать инструкции по монтажу.

Помимо керамической плитки в качестве облицовочного материала широко используется натуральный камень.

Этот материал представляет собой пластины, которые могут быть самых разных формы и размера.

В настоящее время большим спросом пользуются натуральные материалы.

Керамические обои относятся к ультрасовременным материалам.

Одной из последних новинок на рынке отделочных материалов стали жидкие обои.

С давних пор для украшения стен в домах состоятельных господ использовались дорогие ткани — шелк, бархат, шифон, атлас.

Моющиеся обои легко «узнать» по маркировке «три волны» на этикетке.

Их несомненным достоинством является воздухопроницаемость, а недостатком — высокая влаго-проницаемость, что делает такие обои непригодными для отделки санузлов.

В настоящее время разнообразие видов обоев настолько велико, что потребителю не составляет труда выбрать их для оформления интерьера практически в любом стиле — будь то классическом, хай-тек или этно.

Современная декоративная краска позволяет создать тысячи различных по своим структуре, цвету и способу нанесения покрытий.

Современные материалы, используемые для малярных работ, должны обладать массой положительных качеств.

Под органорастворимыми красками подразумеваются красящие составы, перед использованием требующие разбавления органическими жидкостями, такими как ацетон, бензин, уайт-спирш или скипидар.

Современный ремонт отличается не только использованием дорогостоящих отделочных материалов, но и идеально ровными поверхностями стен.

В данном разделе речь пойдет о тех материалах, которые не входят непосредственно в состав штукатурки, но, тем не менее, имеют огромное значение для выполнения качественных штукатурных работ.

Сухие штукатурные смеси используются как для внешней, так и для внутренней отделки и выравнивания потолков и стен.

Последние публикации