Слово в защиту леса

Слово в защиту леса


Непосредственное общение с аудиторией открывает возможность использовать для разъяснения насущных проблем лесного хозяйства все духовные и физические способности выступающего специалиста.



Лекция, беседа, выступление — основные формы пропагандистской работы по лесному хозяйству среди населения. Умение толково и увлекательно рассказать о делах и заботах лесоводов — большое искусство.

Чтобы постичь его, необходимо знать основы психологии, педагогики, философии, до тонкостей изучать предмет, о котором собираешься рассказывать.

Нами уже упоминалось о необходимости дифференцированного подхода к аудитории. Без учета состава слушателей трудно установить прочный контакт с ними. А контакт с аудиторией — неприменное условие успеха любого публичного выступления.

В отличие от печатных средств пропаганды при устной форме общения особенности аудитории оценить легче. Выступающий имеет возможность построить свою беседу с учетом не только профессионального, общеобразовательного и возрастного состава слушателей, но даже их настроение на данный момент.

Работники лесного хозяйства редко имеют постоянную трибуну для выступлений. Для ведения устной пропаганды на предприятиях своего района им приходится пользоваться обеденными перерывами и короткими промежутками между рабочими сменами.

Могут быть и более обстоятельные выступления: уроки в школах и лекции в культурно-просветительных учреждениях. Эти формы выступлений требуют серьезной подготовки, а публичные лекции — и соответствующей рекламы. Последнее имеет немаловажное значение — иначе может случиться, что лектор окажется на лекции в печальном одиночестве.

Рассчитывать только на свои силы при организации лесохозяйственной пропаганды было бы неправильным. В этой работе лесному хозяйству всегда придет на помощь общество «Знание», которое имеет на местах хорошо развитую сеть организации. В секции охраны природы этого общества входят кроме лесоводов представители других специальностей, которые также могут быть привлечены к лесохозяйственной пропаганде. Однако возглавлять ее должны работники лесхозов.

Имеет свою специфику лесохозяйственная пропаганда в школах и других учебных заведениях. По договоренности с директорами этих заведений в учебную программу по биологии, охране природы или труду могут быть включены уроки на тему «О лесах края и основах лесного хозяйства». Материала для составления этих уроков достаточно в любом лесхозе и лесничестве. Особенно удаются те уроки, в проведении которых участвуют сами специалисты лесного хозяйства.

За последние годы большое распространение получили школьные лесничества. Они во многом облегчают заботы лесоводов по воспитанию у школьников бережного отношения к лесу.

Очень эффективное средство лесохозяйственной пропаганды — экскурсии. Они могут быть организованы лесхозами в достопримечательных лесных массивах, лесных питомниках, лесозащитных полосах и т. д.

Места экскурсий должны иметь определенную популярность среди населения. Достигается это соответствующей рекламой и, конечно, удачными экскурсиями.

Проводятся экскурсии специалистами лесхозов и лесничеств, а также штатными инструкторами и экскурсоводами по договоренности с экскурсионными бюро, домами отдыха, санаториями, клубами и другими культурно-просветительными учреждениями.

В составлении сценарного плана экскурсии работники лесного хозяйства принимают самое активное участие. От них зависит и дальнейший ее успех. Чтобы экскурсанты получили от нее удовольствие, приводятся в порядок подъезды и подходы к достопримечательным местам, около них строятся укрытия от непогоды и создаются надлежащие условия для проведения бесед.

Интересное и эффективное средство по привлечению населения к природоохранительной работе — конкурсы, проводимые министерствами лесного хозяйства, местными советами депутатов трудящихся, общественными организациями. Они дают возможность стимулировать социалистическое соревнование в наиболее важных направлениях лесного хозяйства и носят в себе элемент природоохранительной пропаганды.

Хорошим примером служит конкурс «За ленинское отношение к природе», который проводит Всероссийское общество охраны природы. В РСФСР он уже стал традиционным. Полезным оказался конкурс «За благоустройство лесных поселков и лесничеств». Его на протяжении многих лет проводит Министерство лесного хозяйства РСФСР. Работы, которые включает конкурс, далеко вышли за рамки благоустройства жилого фонда, принадлежащего предприятиям лесного хозяйства. Он способствует популяризации лесного хозяйства, повышению общей культуры лесных поселков, воспитанию уважения к лесоводам.

В организации лесохозяйственной пропаганды большая роль принадлежит месячникам охраны природы, неделям сада, дням леса и т. д. И дело не только в ценном трудовом вкладе, который в это время вносят участники мероприятий по восстановлению леса и уходу за ним. Здесь и огромное пропагандистское значение. В период подготовки к указанным событиям развертывается широкая агитация по охране природы.

Во время проведения работ их значимость и государственная важность подчеркиваются праздничным оформлением рабочих мест, музыкальным сопровождением самих работ. Примером образцовой организации труда для устроителей дней леса (природы) могут быть коммунистические субботники, выливающиеся у нас в настоящие трудовые праздники.

Моральный принцип лесохозяйственной пропаганды — правдивость и объективность в оценке фактов. Яркий, убедительный рассказ о лесах нашей родины, об успехах лесного хозяйства страны — это и могучее средство воздействия на общественное мнение и средство завоевания престижа не только отечественного лесоводства, но и государства в целом.

Искажение действительности, дезинформация аудитории при оценке производственных успехов пользы не принесут. Хвастливость, обман никогда не были средством завоевания авторитета.

Может случиться, что выступающий раскроет тему недостаточно квалифицированно или изложит непроверенные факты, которые, по его мнению, для аудитории интересны. Иногда это может обернуться во вред делу. Два года назад в одном из лесничеств Архангельской области произошел такой случай. Лесничий, выступая перед рабочими леспромхоза, интересно и, по-видимому, достаточно убедительно рассказал о новых способах тушения лесных пожаров — использовании авиационных десантов, взрывании, искусственном вызове осадков и т. д. А через несколько дней, когда в лесхозе случился пожар и возникла необходимость в мобилизации на его тушение рабочих с обыкновенными лопатами, жители поселка, где выступал лесничий, предъявили работникам лесхоза претензии в неоперативности с привлечением новейших способов пожаротушения.

Пришлось в срочном порядке разъяснять людям, что искусственный дождь может быть вызван только при тучевых облаках определенного типа и специальными самолетами-зондировщиками, что воздушные десанты применяются главным образом в не доступных наземным видам транспорта местах, что при наличии бульдозеров и лесных плугов взрывной способ прокладки заградительных канав менее эффективен и, наконец, что решающий фактор в тушении огня — время, поэтому дальнейшее промедление приведет к гибели лесного массива и поселка.

Пожар был ликвидирован, но нетрудно себе представить всю сложность положения, в котором оказался лесничий при своей очередной встрече со слушателями. Вина лесничего в происшедшем невелика: он в своем выступлении не учел обстановку и аудиторию, дал оценку сообщений, которые почерпнул из литературы односторонне.

К сожалению, сообщения специалистов, публикуемые в печати, нередко страдают такой же однобокостью. В них обстоятельно освещаются положительные результаты исследований и замалчиваются отрицательные. Под видом популяризации и достижений науки и техники подчас устраивается реклама еще недоработанных, а порой и сомнительных «новшеств». Производству от такой информации пользы мало.

Любое публичное выступление должно быть популярным, доходчивым, убедительным, но не упрощенным. Избитые прописные истины в лучшем случае вызовут скуку у слушателей, в худшем — неприязнь к выступающему.

Речь убедительна, когда выдвинутые в ней положения хорошо доказуемы. Ссылки на параграф инструкции или пункт правил без логического их обоснования не могут быть признаны удачными аргументами. К сожалению, работники лесного хозяйства такими приемами иногда пользуются. Действительно, разве может ссылка на § 10 «Правил очистки лесосек» убедить рабочих лесозаготовительных организаций в необходимости очищать, лесосеки от порубочных остатков. По-видимому, более правильным будет рассказать слушателям о большой пожарной опасности, грозящей лесу в связи с неочисткой делянок, о сложности подготовки почвы на них под лесные культуры и дальнейшего ухода за посадками.

Любое выступление — это прежде всего информация, подтверждающая какое-либо мнение, точку зрения, истину. Новая информация слушателями воспринимается с особым вниманием.

Сведения, изложенные в лекции, могут быть и достаточно известными. В этих случаях от автора требуется изобретательность в их изложении. Особенно интересными и убедительными бывают выступления, в которых в качестве примера или сравнения используются литературные образы и выдержки из литературных произведений.

Можно продолжить этот чудесный, полный пафоса гимн лесу, насколько позволит отведенное вам время, а затем перейти к рассказу о том огромном значении, какое имеет лес в наши дни.

Ответственная роль принадлежит вступлению. Именно оно привлекает внимание слушателей к теме и создает соответствующий эмоциональный настрой в аудитории.

Лес с его неповторимой красотой — такое изумительное явление природы, о котором дозволительно говорить, используя красочные эпитеты, метафоры, гиперболы, аналогии. Следует избегать в беседах специальных терминов довольно многочисленных в лесохозяйственной практике и нередко малопонятных слушателям.
Доступность информационного материала — положительная черта любого выступления, однако чрезмерная простота изложения таит в себе опасность невнимания со стороны слушателей.

В искусстве оратора исключительно важная роль принадлежит культуре его речи. Она включает в себя и чисто профессиональные лекторские навыки: умение владеть жестом, интонацией голоса, значением, где и как поставить ударение и т. д.

Чтобы говорить правильно, нужно знать языковые нормы, иметь достаточный запас слов. В обыденной жизни человек обходится 1—6 тысячами слов. Словарный запас А. С. Пушкина состоял из 20 тысяч. При недостаточном арсенале слов у выступающего появляются вынужденные паузы, которые приходится заполнять ненужными языковыми оборотами, словами-паразитами: так сказать, понимаете, знаете и т. д. Чем богаче этот арсенал, тем образнее предложение, ярче и убедительнее речь.

При подготовке выступлений нужно чаще пользоваться магнитофоном, что позволит легче учесть особенности голоса, научиться использовать речевые приемы, правильно ставить ударения в словах и предложениях.

Успех выступления в значительной мере определяется умением лектора владеть жестом и мимикой. Без них речь становится бесстрастной и невыразительной. Удачный жест и соответствующая мимика делают ее зримой и психологичной.

О какой бы сложной проблеме ни говорил выступающий, он обязан быть доступным и демократичным. Стремление порисоваться перед слушателями своей осведомленностью, эрудицией, неоспоримостью суждений лишь оттолкнет от лектора. Простота и естественность, скромность и общительность всегда создают в аудитории атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Наоборот, менторский поучительный тон вызывает неприязнь не только к выступающему, но и к предметам, о которых он ведет разговор. От такого лектора делу не польза, а вред. Вообще восприятие любой лекции во многом зависит от культуры поведения лектора.

Не станем описывать желательный общий облик человека, выступающего перед слушателями. Униформа, установленная для работников лесхозов и лесничеств, во многом облегчает их заботу в выборе костюма для выступления. Но все же, собираясь на лекцию, помните: в вашей одежде, прическе не должно быть ничего, что вызывало бы любопытство, удивление, т. е. отвлекало бы внимание слушателей от главного: того, о чем вы говорите.

Умение хорошо владеть своим голосом, манерами, не теряться перед слушателями само собой не приходит, а приобретается в результате длительного труда. Трибуна — лучшая школа, помогающая человеку отшлифовать свое остроумие, находчивость, умение держаться перед публикой. Использовать ее нужно везде, начиная с общих собраний своего коллектива и достигая высокого мастерства общения с массами, умения быть пропагандистом.

Донести до людей убедительное слово лесохозяйственной пропаганды помогают и различные технические средства. Опишем одно из них.

Тишина. Лишь иногда под порывом легкого ветра шелохнутся ажурные кроны сосен, и лес снова погружается в торжественное безмолвие. Идет июль. После недели, проведенной в пекле городской суеты, спокойная прохлада лесной тени особенно приятна.

На небольшой прогалине, широко раскинув натруженные руки, лежит юноша. Его спутница неподалеку склонилась над кустами брусничника, старательно выбирая алые бусинки спелых ягод и складывая их в мотоциклетный шлем.

Дорога несколько утомила молодого человека, и он наслаждается тишиной и покоем. Причудливое облако, чем-то похожее на пушистого кота, осторожно подобралось к солнцу и наконец накрыло его своей белой лапой. Юноша, приподнявшись на локте, вынул сигареты из кармана лежавшей рядом куртки. Закурил и стал прикидывать, сколько еще осталось до озера, к которому они держали путь. Недолго. Пожалуй, не более получаса. «Отдохнули и пора ехать», — решил он вставая.

И вдруг тишину прервал громкий мужской голос, который предупреждал о необходимости в лесу осторожного обращения с огнем. Молодой человек с недоумением огляделся: «Откуда» идет предупреждение? Неужели с этого небольшого самолета, что пролетел над ними? Действительно, из него!» Юноша улыбнулся: «Вот до чего техника дошла! На небе лесники динамики стали подвешивать». Однако взгляд его невольно обратился в ту сторону, куда минуту назад была брошена спичка. На том месте расплывалось темное пятно в фиолетовом ореоле пламени. Юноша бросился к огню и начал старательно затаптывать начавшийся было пожар.

И кто знает, сколько еще в это день летчикам лесной авиации удалось предупредить пожаров.... Делали они это, пользуясь звуковещательной установкой ПЗС-68. Устанавливают ПЗС-68 на патрульных самолетах лесной авиации. Громкоговорители мощностью не менее 70 ватт хорошо слышны на расстоянии до 1,5 км. Из-за большой скорости самолета человек, находящийся на земле, особенно явственно воспринимает из передаваемых обращений первые 2 — 3 фразы по 5 —б слов каждая. Они занимают около минуты, — затем звук уходит к другому слушателю. Однако этого времени хватает для передачи несложных призывов.

Звуковещательные установки несколько меньшей мощности (25 и менее ватт) применяют и при наземном патрулировании на автомашинах и мотоциклах. Радиус действия их несколько меньше, но зато расширяется смысловая возможность обращения. Текст, передаваемый с наземных движущихся транспортных средств, в зависимости от скорости, может состоять из нескольких десятков фраз.

Агитмашины, оборудованные звуковещательными установками, привлекают внимание населения интересно составленными и музыкально оформленными обращениями, а также своим привлекательным внешним видом. Обычно они успешно используются для лесохозяйственной пропаганды в сельских населенных пунктах и лесных массивах с большим скоплением отдыхающих.

Кроме звуковещательных установок, агитмашины оборудуются кинопередвижками, магнитофонными аппаратами, диапозитивными проекторами. В их арсенале имеется достаточное количество листовок, плакатов и научно-популярной литературы на лесохозяйственные темы.

Лекции и беседы для агитмашин, как правило, подготавливаются заранее в магнитофонных записях. Это дает возможность вести пропаганду более квалифицированно, с использованием для этой цели средств художественного оформления: музыки, песен, куплетов, театральных представлений.

Кузова агитмашины оформляют в цветовой гамме, которая привлекала бы к ним максимальное внимание. Искусно выполненные на фургонах машин агитационные лозунги могут быть и самостоятельным средством лесохозяйственной пропаганды. По согласованию с органами государственной автомобильной инспекции их рисуют на бортах автобусов и обычных грузовиков лесхозов.

Лесничий у микрофона! Это всегда действенно, притягательно. В зависимости от возможностей и обстоятельств для этого используют самые разнообразные средства — от обычного магнитофона, проигрывателя, фильмоскопа или проекционного аппарата до телевидения, радио, кино. Все они помогают усилить эффективность лесохозяйственной пропаганды, сохранить лес, дающий людям радость, покой, здоровье.

(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: « Лесной музей Волшебная сила искусства »

Последние публикации