Волшебная сила искусства

Волшебная сила искусства


В лесном хозяйстве используют самые разнообразные средства наглядной агитации: панно, аншлаги, плакаты, указатели.

В зависимости от места установки они имеют различную форму и размеры. Однако всех их должны объединять лаконичность текста, оригинальность композиции, привлекательность рисунка, удачная компоновка изображения и текста — тогда будет и большой психологический эффект.

Могут, конечно, быть и пропагандистские плакаты с более обширной текстовой частью, но они скорее относятся к средствам технической информации.

Ведь известно, что их мнение так высоко ценится людьми. Цитаты из их произведений имеют несравненно большую убедительность, чем обычные призывы относиться к лесу бережно.

Совершенно справедливо лучшим способом пропаганды считают положительные примеры. Красивый лесной ландшафт, ухоженный лес говорят сами за себя. Но с воспитательной целью могут быть использованы также участки, пострадавшие от лесных пожаров и испорченные самовольными порубками. На них устанавливают аншлаги, разъясняющие причины, которые привели лес к гибели. Большое распространение получила такая форма пропаганды за рубежом. Во Франции, например, встречаются аншлаги, выполненные в виде надгробной плиты.

В связи с необходимостью активизировать лесохозяйственную пропаганду возникает потребность создать в самом лесном хозяйстве специализированные художественные мастерские.

Из-за краткости текста панно, аншлаги, плакаты, указатели не в состоянии глубоко осветить затронутую ими тему обращения. Недостаток этот восполняется печатными средствами обращения: объявлениями, листовками, сувенирными изданиями, научно-популярной и художественной литературой, буклетами, проспектами и т. д. Все они несут значительно больший объем информации, чем средства наглядной агитации.

При подготовке печатных обращений появляется возможность детальнее дифференцировать их в зависимости от аудитории, учитывать интеллектуальные и профессиональные особенности читателей, лучше использовать могучую силу слова.

Возможности печатных средств обращений огромны: ежегодный тираж газет, издаваемый в нашей стране, превышает 140 млн. экз., ежемесячно журналов выпускается около 250 млн. экз., книг 1 360 млн. экз. Во многих из них при желании можно найти место хотя бы для нескольких слов о лесе и его огромной роли в жизни общества.

Умение доходчиво и интересно рассказать о вещах с первого взгляда будничных и утилитарных, — дело нелегкое. Работа эта требует от автора незаурядных журналистских способностей и глубокого знания излагаемого предмета.

Газеты ежегодно публикуют на лесные темы около 6,5 тыс. статей, очерков, рассказов. Это большой, интересный материал, и он оказывает существенное воздействие на общественное мнение по отношению к лесу.

Авторы публикаций как правило, лесоводы. Их личное обращение к населению, рассказ о делах и заботах лесного хозяйства имеют значительный психологический эффект. Однако было бы неправильным не замечать и некоторую декларативность газетных статей, подготовленных лесоводами. Часто они страдают из-за недостатка журналистских навыков. Построение, таких статей однообразно: несколько строк о роли леса в жизни человека, изложение вреда, который ему приносят пожары, порубки, бесхозяйственность при лесозаготовках и в конце призывы по поводу того что нужно делать и чего нельзя. Польза от таких статей минимальная.

Большую положительную роль в повышении качества публикаций играют конкурсы на лучшие произведения радио- и телепередачи по вопросам охраны лесов, встречи работников лесного хозяйства и печати, различные семинары, конференции и т. д.

Ведя разговор о лесе, необходимо уметь пользоваться тем прекрасным материалом, который дают нам высокохудожественные произведения. Необходимо это в первую очередь потому, что эстетическое воспитание невозможно без привлечения средств искусства. В основе их лежит поэтическое восприятие всего земного и высокий гуманизм. Взглянув на окружающую природу глазами художника, каждый из нас как бы приобщается к его прекрасному миру.
Вместе с поэтом благословляем в природе все, что «пришло процвесть и умереть».

И таких примеров великое множество. Бесконечно прекрасные картины леса мы встречаем у Тургенева, Бунина, Аксакова, Некрасова, Леонова Пришвина, Мельникова-Печерского, Арсенье-ва, Бианки, Соколова-Микитова. Большой интерес представляют книги писателей нашего времени: Солоухина, Чивилихина, Горышина, Сбитнева и многих других.

Русский лес! Сколько художников чл музыкантов вдохновил он своей красотой! Вглядитесь в полотна Саврасова, Васильева, Шишкина, Куинджи, Васнецова, Левитана... Прислушайтесь к музыке Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова... Вы увидите и услышите лес — всегда особенный, живущий своей внутренней жизнью, лиричный и грустный, величественный и суровый или радостный, обновленный.

В лесохозяйственном музее, об организации которого мы расскажем ниже, обязательна должны быть репродукции наиболее удачных картин. Конечно, типографские оттиски не в состоянии воссоздать полноту зрительного ощущения подлинной картины и в полной мере передать художественный замысел автора. Помочь зрителю в этом может хорошая аннотация экспонируемых репродукций.' Изложенная в печатной справке или устном рассказе экскурсовода она дополнит впечатление от знакомства с репродукциями картин.

Лес таит в себе так много прекрасного, что не заметить этого просто нельзя. Не спешите, присмотритесь внимательно к тому, что окружает вас в лесу — и вы очутитесь в мастерской волшебного художника. Вот на стволе старой осины примостился сказочный старичок и с любопытством смотрит на вас. А рядом изготовился к бою, подняв свой меч-кладенец, Иван-царевич. Кажется, вот-вот бросится он на притаившегося у замшелого пня Змея-Горыныча... Подходите ближе — и невольно улыбаетесь: старичок превратился в обыкновенный сухой сучок, Иван-царевич — в замысловатый пень, а Змей-Горыныч — в изогнутую корневую лапу.

За последние годы появилось много любителей фантастической лесной скульптуры. Они часами бродят по лесу в поисках таких вот сучков и пеньков. В большинстве случаев поиск бывает удачным. Их совместные с природой творения часто встречаются на различных выставках: «Лес и фантазия», «Лесная скульптура», «Природа и искусство» и т. д.

Следует всячески поощрять это очаровательное «хобби» самодеятельных художников.

Лесная скульптура воскрешает мир русских сказок. Это целое направление народного творчества, которое своими корнями уходит в чудеса природы, в глубину таинственного дремучего леса. Использование ее в лесохозяйственной пропаганде способствует воспитанию художественного восприятия леса, развивает инициативу в формировании эстетического отношения к нему.

(0 голосов)

Последние публикации