Нарезание резьбы

Нарезание резьбы

Большинство внутренних водопроводов из стальных труб монтируются на резьбовых соединениях.

Такой способ сборки не только не требует использования дорого сварочного оборудования, но и позволяет в случае необходимости разобрать соединение отдельных деталей, а затем их собрать. Резьбовые соединения предполагают наличие у сопрягаемых деталей резьбы. У большинства деталей сборочной арматуры (муфт, угольников, переходников, крестовин и т.п.) резьба имеется; исключение составляют самостоятельно изготавливаемые сгоны и фланцы - здесь резьбу приходится также нарезать самостоятельно с помощью ручных приспособлений -метчиков и плашек (лерок).

Сначала ознакомимся с нарезанием внутренней резьбы, как более простой операции для выполнения в домашних условиях. Такую резьбу приходится нарезать, например, при самостоятельном изготовлении переходных муфт нестандартного размера (стандартные переходники проще купить) или при ремонте фланцевых соединений с сорванной резьбой под болты. Из инструмента вам понадобится набор из двух (для нарезки резьбы диаметром до 8 мм) или трех метчиков (для нарезки резьбы большего диаметра), а также вороток для вращения метчика и слесарные тиски для фиксации обрабатываемой заготовки.

Перед нарезкой внутренней резьбы в заранее выбранном и размеченном на заготовке месте высверлите отверстие, предварительно закрепив обрабатываемую деталь в слесарных тисках.

Операция сверления отверстия под нарезку внутренней резьбы достаточно ответственная. Во-первых, очень важно придерживаться заданных диаметров отверстий с точностью до 0,1-0,2 мм. Если высверленное отверстие будет иметь диаметр больше необходимого, то профиль резьбы получится неполным. Такая резьба очень ненадежна, поскольку она очень легко срывается даже при незначительных усилиях. При диаметре отверстия меньше требуемого нарезать резьбу будет непросто, и, кроме того, существует большая вероятность сломать резьбонарезной инструмент (метчик). Во-вторых, сверление нужно производить строго перпендикулярно верхней плоскости детали. Поэтому по возможности эту операцию выполняйте не с помощью ручной дрели, а на сверлильном станке.

Для легкого и правильного введения метчика просверленное отверстие раззенкуйте. Зенковку выполняйте на ширину 1 мм под углом 45° или 30°. Затем из отверстия удалите остатки металлической стружки и смажьте его стенки, а также рабочую часть первого метчика (чернового) тонким слоем солидола или полугустого машинного масла. Вводной частью (с резьбой неполного профиля) вставьте метчик в раззенкованную часть отверстия и нарежьте первую нитку резьбы, удерживая метчик либо руками, либо плоскогубцами.

При нарезании резьбы метчик должен входить в отверстие строго перпендикулярно верхней плоскости детали, поэтому после нарезания первой нитки проверьте расположение метчика (на этом этапе положение инструмента относительно оси отверстия еще можно легко исправить). Далее на хвостовик метчика наденьте вороток и приступайте к нарезке резьбы. Во время работы ни в коем случае нельзя вращать метчик непрерывно. Движения инструментом выполняйте следующим образом: сначала 1/2-3/4 оборота в направлении нарезания резьбы (по часовой стрелке для правой резьбы; против - для левой), затем 1/2 оборота в обратную сторону (при этом ломается и выносится из резьбового канала срезанная за предыдущий рабочий ход стружка). Вращайте метчик плавно и без рывков, при малейшем затруднении его движения немного выворачивайте его из резьбового канала и очищайте от стружки и частиц металлической пыли.

После первого прохода чернового метчика резьбовой канал и метчик тщательно очистите от масла и металлической пыли, после чего прокрутите этот же метчик в канале несколько раз, подчищая его.

Нарезка резьбы средним (если он есть в комплекте) и чистовым метчиками производится в той же последовательности. После полной нарезки резьбы ее следует снова очистить от остатков старой смазки и смазать заново, после чего произвести контроль правильности нарезки с помощью соответствующего резьбе винта, болта или шпильки.

Нарезка внутренней резьбы в глухих отверстиях имеет свои особенности. Во-первых, отверстие под глухую резьбу высверливайте на глубину на 5-6 ниток резьбы больше, чем длина самой резьбы, иначе метчик своей конусной частью (с резьбой неполного профиля) просто упрется в дно отверстия, не прорезав последних ниток резьбы. Во-вторых, из глухих резьбовых каналов трудно удалять скапливающуюся стружку; рекомендуем для этой цели использовать пылесос.

Метчики изготавливают из инструментальной стали. Она очень твердая, но при этом достаточно хрупкая. Поэтому при приложении к инструменту значительных усилий при нарезании резьбы метчик может сломаться, причем отломленная часть останется в резьбовом канале. Существует несколько достаточно надежных способов извлечения сломавшегося метчика. Если место отлома располагается не внутри канала и из него выглядывает часть хвостовика, то попытайтесь выкрутить обломок, захватив его пассатижами или плоскогубцами. Для облегчения выкручивания с помощью спринцовки впрысните в резьбовой канал через канавки для удаления стружки немного керосина. Для вытаскивания обломков метчиков из резьбового канала существуют специальные приспособления - трех- или четырех-штырьковые вилки. Вставьте штыки в канавки для удаления стружки и также.попытайтесь выкрутить обломок. Следующий способ извлечения отломившегося метчика более трудоемок. С помощью паяльной лампы или газовой горелки раскалите обломок (если, конечно, это позволяет сделать обрабатываемая деталь) и медленно его охладите, после чего высверлите в его теле отверстие, нарежьте в нем левую резьбу и, закрутив в нее болт, выкрутите сломавшийся метчик из резьбового канала.

Существует и химический способ удаления сломавшегося метчика из резьбового канала. Через канавки для удаления стружки залейте в резьбовой канал небольшое количество азотной кислоты, туда же поместите катализатор - кусочек железной (не углеродистой) проволоки. Через 8-10 мин слейте из канала продукт реакции кислоты со сталью к влейте свежую порцию кислоты. Эту процедуру повторяйте до тех пор, пока обломок метчика не будет полностью разрушен. Затем тщательно промойте резьбовой канал теплой проточной водой с мылом. К сожалению, данный метод имеет ряд серьезных недостатков: во-первых, он связан с работой с опасным веществом - азотной кислотой; во-вторых, процедура извлечения обломка занимает слишком много времени (до нескольких часов); в-третьих, данный способ годится только для деталей и заготовок, изготовленных из алюминия или его сплавов.

Теперь рассмотрим технологию нарезания наружной резьбы. Следует учесть, что наружный диаметр стержня или трубы, на котором производится нарезка наружной резьбы, должен быть на 0,1 мм меньше наружного диаметра нарезаемой на нем резьбы, т.к. при прохождении по нему резьбонарезной плашки металл стержня в местах вершин резьбового профиля вытянется, и профиль резьбы получится нормальной высоты.

В первую очередь заготовку, на которой предстоит нарезать резьбу, зафиксируйте в слесарных тисках. Для облегчения нарезания первой нитки резьбы с наружной кромки торца трубы (стержня) снимите фаску шириной 1 мм под углом 30-45° и смажьте конец трубы (стержня), а также режущую часть первой (черновой) нарезной плашки солидолом или машинным маслом. Плашку прочно зафиксируйте в воротке-плашкодержателе с помощью зажимных винтов и установите ее на начало трубы (стержня) таким образом, чтобы маркировка на теле плашки смотрела вниз.

Движения плашки во время нарезания наружной резьбы производите такие же, как и движения метчика при нарезке внутренней резьбы: сначала 1/2-3/4 оборота плашки в сторону нарезания резьбы, затем 1/2 оборота в обратную сторону для скалывания срезанной стружки и удаления ее с резьбовой поверхности. Нарезание резьбы на газовых или водопроводных трубах имеет одну особенность: последние 2-3 нитки резьбы нарезайте одним непрерывным движением, т.е. без поворачивания плашки в обратную сторону. В результате вы получите резьбу «со сбегом», т.е. с уменьшенной глубиной профиля резьбовой канавки в конце резьбы. Нарезанная таким образом резьба обеспечивает более герметичное соединение по сравнению с резьбой, нарезанной обычным способом.

Выполнив первый проход, очистите черновую резьбу от смазки и частиц металлической пыли, промойте бензином или керосином и смажьте заново. После чего выполните проход средней и чистовой плашками. Качество нарезанной наружной резьбы проверьте с помощью соответствующей резьбе по диаметру, шагу и профилю контрольной гайки, если резьба нарезана на стержне, или фитинговой детали, если резьба нарезана на трубе.

(0 голосов)

Последние публикации